Текст письма опубликован
"Документы и комментарии", 2005, N 11
"Экономика и жизнь", 2005, N 24
"Нормативные акты для бухгалтера",
2005, N 12
Проблемная ситуация: О документах, служащих основанием
для невключения в налоговую базу по НДС сумм
авансовых платежей, полученных в счет поставок товаров (выполнения работ,
оказания услуг), местом реализации которых территория РФ не признается.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 мая 2005 г. N 03-04-08/119
В связи с письмом по вопросу
документального подтверждения правомерности невключения
в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость авансовых платежей,
полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), местом
реализации которых территория Российской Федерации не признается, Департамент
налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.
Как правильно
указано в письме, в соответствии с п. 2 ст. 162 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс) авансовые платежи, полученные в счет предстоящих
поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), местом реализации которых
согласно ст. ст. 147 и 148 Кодекса территория Российской Федерации не является,
в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не включаются. При этом ст. 147 Кодекса, устанавливающей порядок определения места
реализации товаров в целях применения налога на добавленную стоимость, перечень
документов, подтверждающих место реализации товаров за пределами территории
Российской Федерации, не предусмотрен.
Пунктом 4 ст. 148 Кодекса,
устанавливающей порядок определения места реализации работ (услуг) в целях
применения налога на добавленную стоимость, предусмотрен перечень документов,
подтверждающих место выполнения работ (оказания услуг) за пределами территории
Российской Федерации. В данный перечень включены контракт, заключенный с
иностранными или российскими лицами, и документы, подтверждающие факт
выполнения работ (оказания услуг).
Таким образом, при
получении авансовых или иных платежей, связанных с вышеуказанными поставками
товаров (выполнением работ, оказанием услуг), документальным основанием для невключения этих платежей в налоговую базу по налогу на
добавленную стоимость могут являться заключаемые организацией контракты на
поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг), местом реализации которых
не признается территория Российской Федерации, а также любые иные документы,
подтверждающие факт поставки товаров,
выполнения работ, оказания услуг за пределами территории Российской Федерации и
не вызывающие сомнения у налоговых органов.
Одновременно отмечаем, что из
приведенного в письме перечня поставок товаров и работ для целей применения
налога на добавленную стоимость территория Российской Федерации не считается
местом их реализации в случае выполнения ремонтных работ на электростанции,
находящейся на территории Ирака, и поставок товаров с территории иностранных
государств на территорию Ирака.
Что касается поставки товаров с
территории Российской Федерации в Ирак, то согласно нормам ст. 147 Кодекса
местом осуществления таких поставок признается территория Российской Федерации.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Министерства финансов РФ
Н.А.КОМОВА
16.05.2005