Проблемная ситуация: Источниками
финансирования деятельности государственного научного учреждения - НИИ
Российской академии сельскохозяйственных наук являются средства федерального
бюджета и средства от предпринимательской деятельность (ведется раздельный учет
доходов и расходов). Наряду с основными направлениями своей деятельности
(селекция и семеноводство) учреждение занимается производством
сельскохозяйственной продукции.
Включаются ли средства федерального
бюджета в общий доход от реализации товаров (работ, услуг) при определении доли
дохода от реализации сельскохозяйственной продукции в части применения льготной
системы налогообложения для сельскохозяйственного товаропроизводителя (единый
сельскохозяйственный налог)?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 мая 2005 г. N 03-03-02-04/2/9
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации
рассмотрел письмо по вопросу применения системы налогообложения для
сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного
налога) и сообщает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 346.5
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации,
перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, должны включать в
состав доходов, учитываемых при определении объекта налогообложения по данному
налогу, доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и
имущественных прав и внереализационные доходы. Указанные доходы определяются
соответственно исходя из положений ст. ст. 249 и 250 Кодекса. При определении
объекта налогообложения организациями не учитываются доходы, предусмотренные
ст. 251 Кодекса.
Согласно п. 2 ст. 251 Кодекса при
определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением
целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые
поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание
некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие
безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные
указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели
указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов),
полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
К указанным целевым поступлениям на
содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности
относятся, в частности, суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов
субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных
фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческих
организаций (пп. 3 п. 2 ст. 251 Кодекса).
При этом учреждением признается
организация, созданная собственником для осуществления управленческих,
социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая
им полностью или частично (п. 1 ст. 120 Гражданского кодекса Российской
Федерации).
В этой связи средства, полученные
государственным научным учреждением из федерального бюджета, не учитываются при
определении объекта обложения единым сельскохозяйственным налогом.
Вместе с тем необходимо иметь в виду, что
организации, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести
раздельный учет доходов и расходов, полученных (произведенных) в рамках
целевого финансирования. В отношении бюджетных средств, использованных не по
целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательства.
Налогоплательщики, получившие имущество
(в том числе денежные средства), работы, услуги в рамках благотворительной
деятельности, целевые поступления или целевое финансирование, по окончании
налогового периода представляют в налоговые органы по месту своего учета отчет
о целевом использовании полученных средств по форме, утверждаемой Министерством
финансов Российской Федерации (п. 14 ст. 250 Кодекса).
Кроме того, средства федерального бюджета
не включаются в общий доход от реализации товаров (работ, услуг) при
определении доли дохода от реализации сельскохозяйственной продукции в целях
возможности применения системы налогообложения для сельскохозяйственных
товаропроизводителей, поскольку получение некоммерческой организацией данных
средств доходами от реализации товаров (работ, услуг) не является.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
17.05.2005