Проблемная ситуация: Глава представительства
иностранной организации является гражданином Германии, выполняет трудовые
обязанности на территории Российской Федерации более 183 дней в году.
Вознаграждение по контракту получает от немецкой фирмы непосредственно на личный
счет в Германии. Каков порядок исчисления и уплаты НДФЛ и ЕСН? Начисляются ли
на выплаты, производимые в пользу указанного иностранного гражданина, взносы на
обязательное пенсионное страхование?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 мая 2005 г. N 03-05-01-04/135
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ООО по
вопросу налогообложения налогом на доходы физических лиц и единым социальным
налогом иностранных физических лиц и сообщает следующее.
Понятие "налоговый резидент"
для целей налогообложения определено в ст. 11 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс). Под физическими лицами - налоговыми резидентами
Российской Федерации понимаются физические лица, фактически находящиеся на территории
Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году. При этом статус
налогового резидента определяется применительно к каждому календарному году.
Для определения статуса налогового
резидента Российской Федерации не имеет значения ни гражданство физического
лица, ни причины, по которым он находится на территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 209 Кодекса
объектом налогообложения налогом на доходы физических лиц признается доход,
полученный налоговыми резидентами Российской Федерации как от источников в
Российской Федерации, так и от источников за пределами Российской Федерации, а
для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации,
- только от источников в Российской Федерации.
Подпунктом 6 п. 3 ст. 208 Кодекса определено,
что вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную
работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации
для целей налогообложения относятся к доходам, полученным от источников за
пределами Российской Федерации.
Таким образом, если гражданин Германии
находится на территории Российской Федерации более 183 дней в календарном году,
то он является налоговым резидентом Российской Федерации и его доходы за
выполнение трудовых обязанностей на территории Германии являются объектом
налогообложения налогом на доходы физических лиц. Соответственно, исчисление и
уплата налога в Российской Федерации с таких доходов производится по ставке 13
процентов.
Согласно ст. 8
Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ "О внесении изменений и
дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые
законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" с 1 января
2003 г. утратила силу норма п. 2 ст. 239 Кодекса, в соответствии с которой в
2001 и 2002 гг. освобождались от уплаты единого социального налога
налогоплательщики, производящие выплаты физическим лицам, с подлежащих налогообложению выплат и
иных вознаграждений, выплачиваемых в пользу иностранных граждан и лиц без
гражданства, в случае, если такие иностранные граждане и лица без гражданства в
соответствии с законодательством Российской Федерации или условиями договора с
работодателем не обладали правом на государственное пенсионное, социальное
обеспечение и медицинскую помощь, осуществляемую, соответственно, за счет
средств Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального
страхования Российской Федерации и фондов обязательного медицинского
страхования.
С 1 января 2003 г.
налогоплательщики, производящие выплаты в пользу иностранных граждан и лиц без
гражданства по трудовым, гражданско-правовым договорам, предметом которых
является выполнение работ, оказание услуг, и авторским договорам, а также
иностранные граждане и лица без гражданства, осуществляющие на территории
Российской Федерации деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей,
уплачивают единый социальный налог в общеустановленном порядке.
При этом выплаты по вышеуказанным
договорам в пользу иностранных граждан, в частности, работающих на территории
Российской Федерации в представительствах иностранных организаций, подлежат
налогообложению единым социальным налогом вне зависимости от того, начисляются
ли выплаты за границей или на территории Российской Федерации.
В случае отсутствия
в представительствах иностранной организации информации о суммах, начисленных в
иностранном государстве работнику, находящемуся на территории Российской
Федерации, расчет единого социального налога производится налогоплательщиком на
основании сведений (трудовых, гражданско-правовых договоров, внутренних актов
организации), направляемых головным офисом, находящимся на территории
иностранного государства, в отделение иностранной организации, расположенное на
территории Российской Федерации.
В соответствии со
ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном
пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ)
застрахованными лицами помимо граждан Российской Федерации являются иностранные
граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации
(как временно, так и постоянно), если они работают по трудовому договору или
договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение
работ и оказание услуг, а также по авторскому
договору.
Согласно ст. 2 Федерального закона от
25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской
Федерации" выделены следующие категории законно находящихся в Российской
Федерации иностранных граждан в зависимости от их правового положения в
Российской Федерации: временно пребывающий, временно
проживающий и постоянно проживающий. Таким образом, иностранный гражданин,
работающий в представительстве иностранной организации в Российской Федерации,
является застрахованным лицом по обязательному пенсионному страхованию и на
выплаты, производимые в его пользу, должны начисляться страховые взносы на
обязательное пенсионное страхование, только если указанный иностранный
гражданин имеет статус постоянно или временно проживающего
в Российской Федерации.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
17.05.2005