| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: Банк заключил сделку на продажу ценных бумаг, номинал которых выражен в российских рублях. Ценные бумаги не обращаются на организованном рынке ценных бумаг. Сделка носит длительный характер, и срок ее действия приходится более чем на один отчетный период. Согласно учетной политике для целей налогообложения банк квалифицирует сделку, признавая ее операцией с финансовым инструментом срочных сделок, не обращающимся на организованном рынке.

Правомерно ли при осуществлении форвардных сделок, носящих длительный характер и предусматривающих продажу ценных бумаг, номинированных в российских рублях, не определять налоговую базу на дату окончания соответствующего отчетного (налогового) периода, а исчислить ее на дату исполнения срочной сделки?

Применяются ли положения п. 9 ст. 280 НК РФ при определении налоговой базы при осуществлении срочных сделок, предусматривающих поставку ценных бумаг (форвардные сделки)?

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 20 мая 2005 г. N 03-03-01-04/2/89

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.

В соответствии со ст. ст. 280 и 301 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик вправе самостоятельно квалифицировать сделку по продаже ценных бумаг, признавая ее либо сделкой на поставку предмета сделки (ценных бумаг) с отсрочкой исполнения, либо операцией с финансовым инструментом срочных сделок. Применяемый налогоплательщиком вариант учета должен быть отражен в учетной политике для целей налогообложения.

Особенности определения налоговой базы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке, установлены ст. 303 Кодекса.

Пунктом 1 ст. 303 Кодекса установлено, что доходами налогоплательщика по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке, полученными в налоговом (отчетном) периоде, признаются:

1) суммы денежных средств, причитающиеся к получению в отчетном (налоговом) периоде одним из участников операции с финансовым инструментом срочной сделки при ее исполнении (окончании) либо исчисленные за отчетный период, рассчитываемые в зависимости от изменения цены или иного количественного показателя, характеризующего базисный актив, за период с даты совершения операции с финансовым инструментом срочных сделок до даты окончания операции с финансовым инструментом срочных сделок либо за отчетный период;

2) иные суммы, причитающиеся к получению в течение налогового (отчетного) периода по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке, в том числе в порядке расчетов по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, предусматривающим поставку базисного актива.

Статьей 326 Кодекса определен порядок ведения налогового учета по срочным сделкам при применении метода начисления.

Так, указанной статьей установлено, что налогоплательщик по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок определяет налоговую базу на основании данных регистров налогового учета.

Данные регистров налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов (расходов) по срочным сделкам, учитываемым для целей налогообложения.

Данные регистров налогового учета должны содержать в денежном выражении суммы требований (обязательств) налогоплательщика в соответствии с условиями заключенных договоров к контрагентам:

- по сделкам, предусматривающим куплю-продажу базисных активов;

- по сделкам, предусматривающим исполнение обязательств путем проведения взаимных расчетов и (или) заключения встречной сделки, изменение сумм таких требований и обязательств от даты заключения сделок до наступления первой по срокам даты расчетов и (или) даты исполнения сделки.

Требования (обязательства) могут быть выражены как в рублях, так и в иностранной валюте. Требования (обязательства) в иностранной валюте подлежат переоценке в связи с изменением официальных курсов иностранных валют к российскому рублю. Требования (обязательства) по срочным сделкам, предусматривающим куплю-продажу базисного актива, подлежат переоценке в связи с изменением рыночной цены базисного актива.

При этом доходы (расходы) по форвардным сделкам, предусматривающим куплю-продажу базисного актива (за исключением валютных ценностей), учитываются налогоплательщиком на дату перехода права собственности на базисный актив в соответствии с условиями сделки.

Таким образом, при осуществлении срочных форвардных сделок, носящих длительный характер и предусматривающих продажу ценных бумаг, номинированных в российских рублях, правомерно налоговую базу определять на дату исполнения срочной сделки.

Пунктом 2 ст. 303 Кодекса определено, что расходом по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке, признается стоимость базисного актива, передаваемого по сделкам, предусматривающим поставку базисного актива.

Метод списания на расходы стоимости выбывших по срочной сделке ценных бумаг в соответствии с п. 9 ст. 280 Кодекса должен быть определен в утвержденной налогоплательщиком учетной политике для целей налогообложения.

 

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

М.А.МОТОРИН

20.05.2005

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024