Проблемная ситуация: По решению собственников ЗАО в
целях повышения эффективности деятельности в организации создана служба
внутреннего аудита.
Функции внутреннего аудитора осуществляет
состоящий в штате организации внутренний аудитор, который подотчетен совету
директоров общества. Деятельность службы внутреннего аудита регулируется
Положением о службе внутреннего аудита, которым определены задачи,
ответственность и полномочия внутреннего аудитора, а также внутрифирменными
стандартами аудиторской деятельности.
Согласно ст. 255 НК
РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления
работникам в денежной и (или) натуральной формах, расходы, связанные с
содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства
Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами).
Расходы на аудиторские услуги,
оказываемые аудиторскими организациями, в соответствии с пп.
17 п. 1 ст. 264 НК РФ включаются в состав прочих расходов, связанных с
производством и (или) реализацией.
Вправе ли организация на основании ст.
255 НК РФ при налогообложении прибыли включить в состав расходов сумму
заработной платы, начисленной состоящему в штате организации внутреннему
аудитору?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 мая 2005 г. N 03-03-01-04/1/281
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.
В соответствии с пп.
17 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к
прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы
налогоплательщика на аудиторские услуги.
На основании п. 1 ст. 11 Кодекса
институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей
законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в
том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства.
Согласно Правилу (стандарту) аудиторской
деятельности "Изучение и использование работы внутреннего аудита"
(далее - Стандарт) под внутренним аудитом понимается организованная
экономическим субъектом, действующая в интересах его руководства и (или)
собственников, регламентированная внутренними документами система контроля за соблюдением установленного порядка ведения
бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего
контроля.
Организация, роль и функции внутреннего
аудита определяются самим экономическим субъектом, а именно его руководством и
(или) собственниками, в зависимости от указанных в
Стандарте.
Функции внутреннего аудита могут
выполнять, в частности, специальные службы или отдельные аудиторы, состоящие в
штате экономического субъекта.
Объекты внутреннего аудита могут быть
различными в зависимости от особенностей экономического субъекта и требований
его руководства и (или) собственников. Как правило, функции внутреннего аудита
включают:
а) проверки систем
бухгалтерского учета и внутреннего контроля, их мониторинг и разработку
рекомендаций по улучшению этих систем;
б) проверки бухгалтерской и оперативной
информации, включая экспертизу средств и способов, используемых для
идентификации, оценки, классификации такой информации и составления на ее
основе отчетности, а также специальное изучение отдельных статей отчетности,
включая детальные проверки операций, остатков по бухгалтерским счетам;
в) проверки соблюдения законов и других
нормативных актов, а также требований учетной политики, инструкций, решений и
указаний руководства и (или) собственников;
г) проверки деятельности различных
звеньев управления;
д) оценку эффективности механизма
внутреннего контроля, изучение и оценку контрольных процедур в филиалах,
структурных подразделениях экономического субъекта;
е) проверки наличия, состояния и
обеспечения сохранности имущества экономического субъекта;
ж) работу над специальными проектами и контроль за отдельными элементами структуры внутреннего
контроля;
з) оценку используемого экономическим
субъектом программного обеспечения;
и) специальные расследования отдельных
случаев, например подозрений в злоупотреблениях;
к) разработку и представление предложений
по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности
управления.
В соответствии с п. 1 ст. 252 Кодекса
налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов
(за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса).
Расходами признаются обоснованные и
документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265
Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Согласно ст. 255
Кодекса в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления
работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и
надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями
труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с
содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства
Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными
договорами.
По нашему мнению, организация вправе
включать в состав расходов на оплату труда, учитываемых при налогообложении
прибыли, суммы заработной платы и другие начисления, указанные выше,
внутреннему аудитору при соблюдении требований ст. 252 Кодекса. Однако
необходимо учитывать, в частности, круг обязанностей, возложенных на
внутреннего аудитора организации, функции внутреннего аудита и объем
выполняемых работ.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
23.05.2005