Проблемная ситуация: Российский банк со 100%-ным иностранным капиталом использует товарный знак своего
учредителя - иностранного банка. В каком порядке учитываются в целях
налогообложения прибыли платежи российского банка иностранному банку -
учредителю за использование его товарного знака? Нужно ли регистрировать данный
товарный знак в РФ?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 мая 2005 г. N 03-03-01-04/2/97
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу признания расходов,
связанных с использованием товарного знака учредителя для целей
налогообложения, и сообщает следующее.
Согласно ст. 26 Закона Российской
Федерации от 23.09.1992 N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и
наименованиях мест происхождения товаров" право на использование товарного
знака может быть предоставлено владельцем товарного знака (лицензиаром) другому
лицу (лицензиату) по лицензионному договору.
Также согласно Гражданскому кодексу
Российской Федерации (гл. 54) передача права пользования в предпринимательской
деятельности фирменного товарного знака правообладателя осуществляется в
соответствии с договором коммерческой концессии (франчайзинг).
Согласно ст. 1027
Гражданского кодекса Российской Федерации по договору коммерческой концессии
одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне
(пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право
использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс
исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на
фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на
охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав - товарный знак, знак обслуживания.
Пунктом 2 ст. 1028 Гражданского кодекса
Российской Федерации договор коммерческой концессии регистрируется органом,
осуществившим регистрацию юридического лица или индивидуального
предпринимателя, выступающего по договору в качестве правообладателя.
Если правообладатель зарегистрирован в
качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя в иностранном
государстве, регистрация договора коммерческой концессии осуществляется
органом, осуществившим регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя,
являющегося пользователем.
В соответствии со ст. 1030 Гражданского
кодекса Российской Федерации вознаграждение по договору коммерческой концессии
может выплачиваться пользователем правообладателю в форме фиксированных разовых
или периодических платежей, отчислений от выручки или в иной форме,
предусмотренной договором.
В соответствии с пп. 37 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - Кодекс) к прочим расходам, связанным с производством и реализацией,
относятся, в частности, периодические (текущие) платежи за пользование правами
на результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации (в
частности, правами, возникающими из патентов на изобретения, промышленные
образцы и другие виды интеллектуальной собственности (товарный знак)).
Причем указанные расходы должны
соответствовать обязательным критериям, предусмотренным п. 1 ст. 252 Кодекса
(расходы должны быть экономически оправданны, документально подтверждены и
произведены для деятельности, направленной на получение дохода).
Согласно ст. 272 Кодекса при признании
расходов по методу начисления фиксированный разовый платеж за право пользования
товарным знаком равномерно включается в состав прочих расходов в течение срока
использования указанного права, который указан в лицензионном договоре
(договоре коммерческой концессии).
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
25.05.2005