Проблемная ситуация: Подлежит ли гражданин Белоруссии,
зарегистрированный по месту пребывания в России, обязательному пенсионному
страхованию при трудоустройстве? В каком порядке уплачивается ЕСН в части
взносов в Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского
страхования, федеральный бюджет, Пенсионный фонд на обязательное пенсионное
страхование с выплат и вознаграждений работнику - иностранному гражданину,
имеющему статус временно пребывающего на территории РФ?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 июня 2005 г. N 03-05-02-04/116
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу начисления единого
социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование
на выплаты и вознаграждения, начисляемые иностранному гражданину, работающему в
российской организации и имеющему статус временно пребывающего на территории
Российской Федерации, и сообщает следующее.
В соответствии с п.
1 ст. 236 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом
налогообложения единым социальным налогом для налогоплательщиков, производящих
выплаты в пользу физических лиц, признаются выплаты и иные вознаграждения,
начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и
гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ,
оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным
предпринимателям), а также по авторским договорам.
С 1 января 2003 г. налогоплательщики,
производящие выплаты в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства,
уплачивают единый социальный налог в общеустановленном порядке.
Согласно п. 2 ст.
243 Кодекса сумма единого социального налога (сумма авансового платежа по
налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается
налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов
(авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное
страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из
тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 N
167-ФЗ "Об обязательном пенсионном
страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ).
Статьей 7
Федерального закона N 167-ФЗ предусмотрено, что застрахованными лицами по
обязательному пенсионному страхованию помимо граждан Российской Федерации
являются иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно
проживающие на территории Российской Федерации, если они работают по трудовому
договору или договору гражданско-правового характера, предметом которого
являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому договору.
Федеральным законом от 25.07.2002 N
115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской
Федерации" установлены следующие категории законно находящихся в
Российской Федерации иностранных граждан в зависимости от их правового
положения в Российской Федерации: временно пребывающий,
временно проживающий и постоянно проживающий.
Таким образом, иностранный гражданин,
работающий в российской организации, является застрахованным лицом по
обязательному пенсионному страхованию, и на выплаты, производимые в его пользу,
должны начисляться страховые взносы на обязательное пенсионное страхование
только в том случае, если указанный иностранный гражданин имеет статус
постоянно или временно проживающего на территории
Российской Федерации.
Если иностранный гражданин имеет статус
временно пребывающего на территории Российской Федерации, то, по нашему мнению,
он не является застрахованным лицом и, соответственно, на выплаты в пользу
данного физического лица страховые взносы на обязательное пенсионное
страхование не начисляются.
Учитывая
изложенное, с сумм выплат и вознаграждений, например, не превышающих 280 000
руб., в пользу иностранного гражданина, работающего в российской организации и
имеющего статус временно пребывающего на территории Российской Федерации,
налогоплательщик уплачивает единый социальный налог в федеральный бюджет (20%),
Фонд социального страхования Российской Федерации (3,2%) и фонды обязательного
медицинского страхования (2,8%) в общеустановленном порядке без применения
налогового вычета, предусмотренного п. 2 ст. 243
Кодекса.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
03.06.2005