Проблемная ситуация: ООО при
перечислении авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное
страхование по страховой части трудовой пенсии в платежных поручениях
ошибочно указало КБК.
В результате допущенной ошибки образовались переплата по страховым взносам на обязательное
пенсионное страхование по накопительной части трудовой пенсии и недоимка по
страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по страховой части
трудовой пенсии.
На основании п. 5 ст. 78 Налогового
кодекса РФ по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма
излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по
уплате пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет
(внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.
Воспользовавшись правом, предоставленным
п. 5 ст. 78 НК РФ, ООО обращалось в ИМНС с письмом о зачете переплаты страховых
взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии в счет недоимки
по страховым взносам на финансирование страховой части трудовой пенсии.
ИМНС отказала в проведении зачета на
основании Письма Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от
05.07.2004 N 05-0-09/20@ "О зачете излишне уплаченных сумм страховых
взносов на обязательное пенсионное страхование".
Просим дать разъяснения о правомерности
действий ИМНС.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 июня 2005 г. N 03-05-02-04/115
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу зачета неправильно
уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и
сообщает следующее.
Согласно ст. 3
Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном
страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ)
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование определены
законодателем как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые
уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным
целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение
пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на
его индивидуальном лицевом счете.
Таким образом,
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию
налога, закрепленному в ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации, и не
являются составной частью единого социального налога (Постановление Президиума
Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.04.2003 N 12355/02;
Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
от 11.08.2004 N 79).
В соответствии с п.
2 ст. 24 Федерального закона N 167-ФЗ разница между суммами авансовых платежей,
уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов,
подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не
позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за
отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по
страховым взносам или возврату
страхователю.
При этом вышеуказанным Законом не
определен орган, который должен производить зачет (возврат) излишне уплаченных
сумм страховых взносов, и порядок его проведения, в связи
с чем его проведение в настоящее время не представляется возможным.
Вместе с тем в настоящее время
разрабатываются соответствующие изменения в Федеральный закон N 167-ФЗ, которые
определят как орган, который должен производить зачет (возврат) излишне
уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, так и
порядок его проведения.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
03.06.2005