Проблемная ситуация: В связи с введением в действие на
территории г. Москвы гл. 31 "Земельный налог" Налогового кодекса
просьба дать разъяснения по следующему вопросу.
Пунктом 3 ст. 36 Земельного кодекса
Российской Федерации определен порядок оформления прав на неделимый земельный
участок в зависимости от прав на помещения в здании, расположенном на этом
земельном участке.
При этом установлено, что
"федеральные казенные предприятия и государственные или муниципальные
учреждения - правообладатели помещений в этом здании обладают правом
ограниченного пользования земельным участком для осуществления своих прав на
принадлежащие им помещения".
Статьей 388 части второй Налогового
кодекса Российской Федерации определено, что "налогоплательщиками налога
(далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и
физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве
постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого
владения.
Не признаются налогоплательщиками
организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них
на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору
аренды".
Являются ли налогоплательщиками
федеральные казенные предприятия и государственные или муниципальные
учреждения, которые обладают правом ограниченного пользования земельным
участком в соответствии со ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, с
учетом того, что в соответствии со ст. 65 Земельного кодекса Российской
Федерации использование земли в Российской Федерации является платным?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 9 июня 2005 г. N 03-06-02-02/48
Департамент налоговой и таможенно-тарифной
политики рассмотрел письмо по вопросу уплаты земельного налога федеральными
казенными предприятиями и государственными или муниципальными учреждениями,
обладающими правом ограниченного пользования земельным участком, и сообщает
следующее.
Земельный налог на территории г. Москвы
установлен в соответствии с гл. 31 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - НК РФ) Законом г. Москвы от 24.11.2004 N 74 "О земельном
налоге".
На основании ст. 388 НК РФ
налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица,
обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного
(бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Статьей 36 Земельного кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс) определены условия приобретения тех или иных прав на
земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной
собственности, на которых расположены здания, строения, сооружения,
принадлежащие гражданам и юридическим лицам на праве собственности, безвозмездного
пользования, хозяйственного ведения или оперативного управления.
Так, согласно п. 3 данной статьи Кодекса в случае если в здании, находящемся на неделимом
земельном участке, помещения принадлежат одним лицам на праве собственности,
другим лицам на праве хозяйственного ведения или всем лицам на праве
хозяйственного ведения, эти лица имеют право на приобретение данного земельного
участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не
предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами. При этом договор
аренды земельного участка заключается с условием согласия сторон на вступление
в этот договор иных правообладателей помещений в этом здании.
Федеральные казенные предприятия и
государственные или муниципальные учреждения - правообладатели помещений в этом
здании обладают правом ограниченного пользования земельным участком для
осуществления своих прав на принадлежащие им помещения.
В случае если
помещения в здании, расположенном на неделимом земельном участке, закреплены за
несколькими федеральными казенными предприятиями и государственными или
муниципальными учреждениями, данный земельный участок предоставляется одному из
этих лиц на основании решения собственника земельного участка в постоянное
(бессрочное) пользование, а другие из этих лиц обладают правом ограниченного
пользования земельным участком для осуществления своих прав на закрепленные за
ними помещения (п. 4 ст. 36
Кодекса).
Учитывая изложенное, полагаем, что
федеральные казенные предприятия и государственные или муниципальные
учреждения, обладающие правом ограниченного пользования земельным участком, не
могут быть признаны налогоплательщиками земельного налога.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
09.06.2005