Текст письма опубликован
"Официальные документы"
(приложение к "Учет. Налоги. Право"), 2005, N 24
"Документы и комментарии", 2005, N 13
"Официальные документы"
(приложение к "Учет. Налоги. Право"), 2005, N 27
Проблемная ситуация: О моменте прекращения обязанности
по уплате земельного налога в случае отказа землепользователя от права
постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 июня 2005 г. N 03-06-02-04/41
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о прекращении
обязанности по уплате земельного налога и сообщает следующее.
Как следует из рассматриваемого
обращения, ОАО направило письмо в Администрацию г. Казани об отказе от
принадлежащего ему права постоянного (бессрочного) пользования на земельный
участок, занятый многоквартирным домом, поскольку все квартиры в данном доме
переданы в собственность физическим лицам и данный земельный участок переходит
к ним на праве общей долевой собственности.
В этой связи отмечаем, что в соответствии
со ст. 1 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за
землю", утрачивающего силу с 1 января 2006 г., собственники земли,
землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным
налогом.
Понятия
"собственники земельных участков", "землепользователи" и
"землевладельцы" определены п. 3 ст. 5 Земельного кодекса Российской
Федерации (далее - ЗК РФ).
Одновременно
обращаем внимание, что с 1 января 2005 г. вступила в силу гл. 31
"Земельный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК
РФ), согласно которой земельный налог устанавливается в качестве местного
налога и вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и
нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных
образований, а также законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, и обязателен к уплате на
территории этих муниципальных образований и указанных субъектов Российской Федерации.
С 1 января 2006 г. предусматривается
повсеместное взимание земельного налога в соответствии с гл. 31 "Земельный
налог" НК РФ.
В соответствии со ст. 388 НК РФ
налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица,
обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного
(бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
На основании п. 1 ст. 45 ЗК РФ право
постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается при
отказе землепользователя от принадлежащего ему права на земельный участок на
условиях и в порядке, которые предусмотрены ст. 53 настоящего Кодекса.
При этом в соответствии с п. 1 ст. 53 ЗК
РФ отказ лица от осуществления принадлежащего ему права на земельный участок
(подача заявления об отказе) не влечет за собой прекращение соответствующего
права.
Пунктом 1 ст. 131 Гражданского кодекса
Российской Федерации установлено, что право собственности и другие вещные права
на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и
прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном
реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на
недвижимость и сделок с ней.
Согласно ст. 2
Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации
прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация
прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и
подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода
или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским
кодексом Российской Федерации.
Датой государственной регистрации прав является
день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр
прав.
Учитывая изложенное, полагаем, что ОАО
остается налогоплательщиком земельного налога до момента государственной
регистрации прекращения прав постоянного (бессрочного) пользования на земельный
участок.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Министерства финансов РФ
А.И.ИВАНЕЕВ
10.06.2005