Проблемная ситуация: ГУП в течение 2004 г. производило
уплату ряда налогов (налог на рекламу, налог на имущество, налог на доходы в
виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) путем зачета
излишне уплаченного в тот же бюджет налога на прибыль. Для этого в срок,
установленный законодательством для уплаты соответствующего налога, ГУП каждый
раз направляло в налоговый орган заявление в соответствии с п. 5 ст. 78 НК РФ.
В лицевой карточке налогоплательщика
уплата налогов отражена после принятия решения о зачете, а за период со дня
подачи заявления и по день принятия решения о зачете отражена недоимка и
начислены пени. При этом факт переплаты налога на прибыль в
федеральный и московский бюджеты подтверждается актами сверки на 01.06.2004 и
28.10.2004 и налоговым органом не оспаривается.
По нашему мнению, несмотря на то что в соответствии с п. 2 ст. 45 НК РФ обязанность по
уплате налога считается исполненной после вынесения налоговым органом решения о
зачете излишне уплаченных сумм налогов, начисление пеней в данном случае
является незаконным.
Исходя из правовой позиции
Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от
04.07.2002 N 202-0, пеня по своей правовой природе является компенсацией потерь
государственной казны в результате недополучения
налоговых сумм в установленный срок. В условиях, когда у ГУП имеется переплата
в бюджет, многократно превышающая текущее обязательство по уплате налогов, недополучения налоговых сумм бюджетом не происходит, и,
следовательно, отсутствуют основания для начисления пени.
Аналогичная позиция содержится в целом
ряде постановлений федеральных арбитражных судов: Постановлении
ФАС Дальневосточного округа от 08.08.2003 N ФОЗ-А16/03-2/1759, Постановлении
ФАС Волго-Вятского округа от 08.09.2003 N А29-1435/2003А, Постановлении ФАС
Уральского округа от 13.11.2003 N Ф09-3820/03-АК.
Вправе ли налоговый орган при наличии
переплаты в бюджет по одному налогу начислить пени на сумму другого налога в
тот же бюджет за период между сроком, установленным законодательством для
уплаты налога (в котором подано заявление налогоплательщика о зачете излишне
уплаченного налога), и днем принятия налоговым органом решения о зачете?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 июня 2005 г. N 03-02-07/1-143
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу о начислении пени и
сообщает следующее.
В соответствии с п.
1 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) пеней
признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае
уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более позднее по сравнению с
установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Конституционный Суд Российской Федерации
в своем Определении от 04.07.2002 N 202-О отметил, что неуплата налога в срок
должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому
обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате
несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок
налога законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как
компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения
налоговых сумм в срок.
В соответствии с п. 4 ст. 78 Кодекса
зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей
осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению
налогового органа. Такое решение выносится в течение пяти дней после получения
заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет, в который
была направлена излишне уплаченная сумма налога.
В случае если у
налогоплательщика имеется переплата по одному налогу и недоимка по другому
налогу, то в соответствии с п. 5 ст. 78 Кодекса по заявлению налогоплательщика
и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть
направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату
пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет, в который была направлена излишне
уплаченная сумма налога.
Заявление о зачете сумм излишне
уплаченного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган до
наступления установленного законодательства о налогах и сборах срока уплаты
налогов.
В соответствии с п. 1 ст. 45 Кодекса
обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный
законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить
обязанность по уплате налога досрочно.
Пунктом 2 ст. 45 установлено, что
обязанность по уплате налога считается исполненной, в частности, после
вынесения налоговым органом или судом в порядке, установленном ст. 78 Кодекса,
решения о зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов.
Кодексом не предусмотрено освобождение от
начисления пеней по одному налогу, который несвоевременно уплачен в бюджет, при
наличии излишне уплаченной суммы по другому налогу, в том числе и в случае их
зачисления в один и тот же бюджет.
Из указанных в письме постановлений
федеральных арбитражных судов следует, что предметом их рассмотрения были
вопросы, отличные от поставленного вопроса. Так, например, Федеральный
арбитражный суд Уральского округа по делу N Ф09-3820/03-АК рассматривал вопрос
о признании налога уплаченным в случае неправильного
указания в платежном поручении об уплате налога кода бюджетной классификации.
Учитывая
изложенное, считаем правомерным начисление пеней за несвоевременную уплату
налогов (налога на рекламу, налога на имущество организации, налога на доходы в
виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) начиная со
дня, следующего за установленным законодательством о налогах и сборах днем
уплаты налога, до дня вынесения налоговым органом решения о зачете суммы
излишне уплаченного налога на прибыль.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
14.06.2005