Проблемная ситуация: Банк просит разъяснить следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 26 Налогового
кодекса РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых
законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного
представителя.
Отдельные налоговые инспекции по месту
нахождения обособленных структурных подразделений банка, считая, что налоговые
декларации должны быть подписаны руководителем и главным бухгалтером
организации, отказывают в принятии налоговой декларации по налогу на прибыль,
подписанной уполномоченным представителем организации, действующим на основании
надлежащим образом оформленной доверенности.
Правомерен ли отказ налоговых органов по
месту нахождения территориально обособленных подразделений организации в
принятии налоговых деклараций, подписанных уполномоченным представителем
организации на основании доверенности, предоставляющей право подписания
деклараций от имени организации?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 июня 2005 г. N 03-02-07/1-165
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос о правомерности представления в
налоговые органы налоговых деклараций, подписанных уполномоченным
представителем организации, и сообщает следующее.
В соответствии с абз.
2 п. 2 ст. 80 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)
налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый
орган лично или через его представителя, направлена в виде почтового
отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам
связи.
Согласно п. 1 ст. 26 Кодекса
налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством
о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если
иное не предусмотрено Кодексом.
Полномочия представителя должны быть
документально подтверждены в соответствии с Кодексом и иными федеральными
законами (п. 3 ст. 26 Кодекса).
В соответствии с п. 2.1 Инструкции по
заполнению декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденной Приказом
Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 29.12.2001 N
БГ-3-02/585 (зарегистрирован в Минюсте России
28.01.2002 N 3196), достоверность и полнота сведений, указанных в налоговой
декларации, может подтверждаться подписью уполномоченного представителя
организации.
Указанная Инструкция действует впредь до
признания ее утратившей силу или до принятия соответствующего нормативного
правового акта Министерства финансов Российской Федерации.
На основании ст. 78
Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ "О внесении изменений в
некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими
силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с
осуществлением мер по совершенствованию государственного управления"
нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые
до вступления в силу данного Федерального закона, действуют впредь до признания
их утратившими силу или принятия
соответствующих нормативных правовых актов уполномоченными федеральными
органами исполнительной власти. Федеральным органом исполнительной власти,
уполномоченным по утверждению форм налоговых деклараций и порядка их
заполнения, является Министерство финансов Российской Федерации (п. 7 ст. 80
Кодекса).
Полагаем, что налоговая декларация должна
представляться по форме, которая применяется на момент представления в
установленном порядке соответствующей налоговой декларации.
Налоговый орган не вправе отказать в
принятии налоговой декларации (представленной по установленной форме) и обязан
по просьбе налогоплательщика проставить отметку на копии налоговой декларации о
принятии и дату ее представления (абз. 3 п. 2 ст. 80
Кодекса).
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
23.06.2005