Проблемная ситуация: Муниципальное унитарное
предприятие создано с целью осуществления бесперебойного тепловодоснабжения
жилищного фонда, объектов промышленности и социально-культурного назначения
города. Видами деятельности предприятия согласно Общероссийскому классификатору
видов экономической деятельности являются:
40.30.1 Производство пара и горячей воды
(тепловой энергии);
40.30.2 Передача пара и горячей воды
(тепловой энергии);
40.30.3 Распределение пара и горячей воды
(тепловой энергии).
Предприятие получает бюджетные
ассигнования на возмещение разницы в цене по коммунальным услугам населению
города. В состав предприятия входит банно-прачечный комплекс, который оказывает
услуги населению. Данный вид услуг является планово-убыточным, в связи с чем предприятие получает бюджетное финансирование на
покрытие убытка.
Вправе ли предприятие воспользоваться
льготой по налогу на имущество в соответствии с п. 6 ст. 381 гл. 30 НК РФ в
отношении объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (в
том числе банно-прачечного комплекса), содержание которых частично
финансируется за счет средств местного бюджета?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 июня 2005 г. N 03-06-01-04/290
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения льготы по
налогу на имущество организаций и сообщает следующее.
В соответствии с п. 6 ст. 381 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) освобождаются от налогообложения
налогом на имущество организаций организации в отношении объектов жилищного
фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание
которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов
Российской Федерации и (или) местных бюджетов.
Освобождение от налогообложения
предоставляется только в отношении тех объектов жилищного фонда и инженерной
инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, которые находятся на балансе
той организации, которой из соответствующего бюджета выделяется полное или
частичное финансирование на содержание именно этих объектов. При этом
финансирование из бюджета может идти как в части покрытия конкретных затрат
организации, так и в части покрытия убытка от содержания указанных объектов.
Согласно ст. 154
Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ ценообразование в
сфере жилищно-коммунального хозяйства различает такие понятия, как плата за
содержание, ремонт жилья, включающая в себя плату за услуги и работы по
управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту
общего имущества в многоквартирном доме, и плата за коммунальные услуги.
В этой связи возмещение из бюджетов
субъектов Российской Федерации и местных бюджетов организациям разницы в
тарифах за оказанные услуги не может признаваться финансированием на содержание
объектов жилищно-коммунального хозяйства.
В то же время средства, поступающие в
возмещение выпадающих доходов от предоставления гражданам льгот по оплате
жилья, являются по существу финансированием из бюджета затрат жилищно-коммунальных
организаций в части покрытия убытков от содержания объектов
жилищно-коммунального хозяйства.
Что касается банно-прачечного комплекса,
входящего в состав предприятия, то сообщаем следующее.
К объектам инженерной инфраструктуры
жилищно-коммунального комплекса относятся основные фонды предприятий и
организаций, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги.
Полный перечень жилищно-коммунальных
услуг, оказываемых предприятиями и организациями, регламентирован
Общероссийским классификатором услуг населению (ОК-002-93), утвержденным
Госстандартом России от 28.06.1993, и Классификатором работ и услуг в
жилищно-коммунальном комплексе, утвержденным Постановлением Госстроя России от
25.05.2000 N 51.
Поскольку в соответствии с указанным
Классификатором услуги бань и прачечных относятся к бытовым услугам, а не к
жилищно-коммунальным, льгота по налогу на имущество организаций в соответствии
с п. 6 ст. 381 Кодекса на банно-прачечный комплекс не распространяется.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
24.06.2005