Проблемная ситуация: Начисляются значительные суммы
пени за несвоевременное внесение платежей в бюджеты всех уровней ввиду наличия
дебиторской задолженности предприятий, финансируемых из федерального бюджета.
Возможно ли в связи с этим продление до 01.01.97 действия постановлений
Правительства РФ от 13.10.95 N 1020 и от 18.12.95 N 1245?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 6 августа 1996 г. N 04-01-01
Министерство финансов Российской
Федерации в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации
рассмотрело Ваше письмо о продлении до 01.01.97 действия постановлений
Правительства Российской Федерации от 13.10.95 N 1020 и от 18.12.95 N 1245 и
сообщает следующее.
Предложение о сохранении режима
резервирования части средств предприятий, поступающих
на их расчетные счета, на выплату заработной платы и неотложные нужды не может
быть поддержано, поскольку противоречит ст.855 Гражданского кодекса Российской
Федерации (ч.2), в которой регламентирован порядок осуществления платежей
предприятий и организаций.
Сохранение временного порядка также не
может быть поддержано, поскольку принятие его отрицательным образом сказалось
на доходной части федерального и регионального бюджетов и проведении жесткой
финансовой политики и, по мнению отдельных глав администраций, такой порядок в
известной степени стимулировал нарушение платежной дисциплины, в связи с чем ими ставился вопрос об отмене действия данного
порядка.
Кроме того, следует иметь в виду, что
одним из десяти предварительных действий Правительства Российской Федерации,
которые были необходимы для получения кредита Международного валютного фонда,
была отмена льготного порядка резервирования средств на расчетных (текущих)
счетах для выплаты заработной платы.
В то же время
нельзя не учитывать, что серьезным шагом помощи предприятиям, задолженность
которых перед бюджетом связана с неплатежами, недостаточным бюджетным
финансированием и другими объективными причинами, стал принятый Указ Президента
Российской Федерации от 19.01.96 N 65, в соответствии с которым предприятиям и
организациям предоставлены отсрочки по уплате задолженности по налогам, пеням и
штрафам за нарушение налогового законодательства, имеющейся на начало текущего года перед бюджетами всех уровней, сроком на 5 лет.
Кроме того, принят
Указ Президента Российской Федерации от 8 мая 1996 г. N 685 "Об основных
направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению
налоговой и платежной дисциплины", в соответствии с которым с 20 мая 1996
г. Государственной налоговой службой Российской Федерации не осуществляется
взимание пеней по задолженности по налогам перед федеральным бюджетом,
возникшей на этот момент у
предприятий и организаций. Пени, исчисленные на 20 мая 1996 г., фиксируются в
специальной отчетности в порядке, установленном Правительством Российской
Федерации, и проценты на них не начисляются.
В соответствии с вышеназванным Указом с
20 мая 1996 г. снижен размер пени, взыскиваемой с налогоплательщика в случае
задержки уплаты налога, с 0,7 процента неуплаченной суммы налога за каждый день
просрочки платежа до 0,3 процента неуплаченной суммы налога за каждый день
просрочки платежа.
06.08.96 Руководитель Департамента
налоговых реформ
член Коллегии
А.И.ИВАНЕЕВ