Проблемная ситуация: О разработке и утверждении форм
документов, подтверждающих потерю части электрической энергии при ее передаче
потребителям, как основания для принятия в расходах этих потерь при исчислении
налога на прибыль; о порядке признания выручки от продажи электроэнергии
организациями - поставщиками электроэнергии на регулируемый сектор рынка для
целей налогообложения налогом на прибыль.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 июня 2005 г. N 07-05-06/182
Министерство финансов Российской
Федерации рассмотрело письмо и сообщает следующее.
1. Статьей 252
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что
расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в
случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные)
налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются
экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными
расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в
соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются
любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности,
направленной на получение дохода.
В соответствии с пп.
3 п. 7 ст. 254 Кодекса технологические потери при производстве и (или)
транспортировке включаются в состав материальных расходов в том отчетном
(налоговом) периоде, в котором они произошли.
Как следует из письма, модель
ценообразования, применяемая на оптовом рынке электроэнергии, учитывает
свойство электрических систем терять часть электрической энергии при ее
передаче, поэтому электроэнергии должно быть выработано больше на величину
потерь.
В связи с отраслевыми особенностями
участники оптового рынка электроэнергии не могут самостоятельно определить
размер технологических потерь.
В соответствии со
ст. 33 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об
электроэнергетике" и п. 4 Правил оптового рынка электроэнергии (мощности)
переходного периода, утвержденных Постановлением Правительства Российской
Федерации от 24.10.2003 N 643, обязанность определять объем покупки и продажи
электроэнергии на рынке с учетом потерь возложена на Некоммерческое Партнерство
"Администратор торговой системы" (далее - НП "АТС").
Учитывая
изложенное, а также то, что только НП "АТС", являясь организатором
купли-продажи на оптовом рынке электроэнергии, может подтвердить величину
потерь, НП "АТС" следует разработать и утвердить в установленном
порядке формы документов, подтверждающих указанные потери для потребителей
энергии, руководствуясь при этом ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N
129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Указанные документы будут основанием при
принятии потерь для целей налогообложения прибыли, поскольку ст. 11 Кодекса
установлено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других
отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе,
применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях
законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
2. Постановлением Правительства
Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении
электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" утверждены Основы
ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации
и Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую
и тепловую энергию и (или) их предельные уровни. При этом устанавливаются
отдельно тарифы для поставщиков электроэнергии и тарифы для потребителей,
которые не совпадают. Разница в тарифах приводит к образованию дефицита
стоимостного баланса в регулируемом секторе рынка.
Учитывая изложенное,
по нашему мнению, выручку от продажи электроэнергии организациями -
поставщиками электроэнергии на регулируемый сектор рынка следует признавать для
целей налогообложения в размере суммы, подлежащей оплате конкретным покупателем
исходя из тарифов, установленных для покупателей электроэнергии.
С.Д.ШАТАЛОВ
27.06.2005