Проблемная ситуация: В связи с изменениями, внесенными
в НК РФ Федеральным законом от 29.12.2004 N 204-ФЗ, негосударственный
пенсионный фонд (НПФ) просит разъяснить следующее.
Правоотношения по договорам
негосударственного пенсионного обеспечения между НПФ и вкладчиком возникают с
момента заключения договора, а между НПФ и участником - с момента назначения
негосударственной пенсии.
1. В связи с введением ст. 213.1 НК РФ
подлежат ли налогообложению НДФЛ суммы пенсий физическому лицу, выплачиваемые
после 1 января 2005 г. по договору негосударственного пенсионного обеспечения,
заключенному до 1 января 2005 г. организацией-работодателем с НПФ, при условии,
что:
- негосударственная пенсия была назначена
до 1 января 2005 г.;
- негосударственная пенсия была назначена
после 1 января 2005 г.?
2. Относятся ли к расходам на оплату
труда в целях налогообложения прибыли пенсионные взносы, уплачиваемые после 1
января 2005 г. по договорам негосударственного пенсионного обеспечения,
предусматривающим учет пенсионных взносов на солидарных пенсионных счетах и
заключенным до 1 января 2005 г. организациями и иными работодателями с НПФ?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 июня 2005 г. N 03-05-01-04/211
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо НПФ и сообщает следующее.
1. Пунктом 3 ст. 1
Федерального закона от 29.12.2004 N 204-ФЗ "О внесении изменений в часть
вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон) часть
вторая Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) дополнена ст.
213.1 "Особенности определения налоговой базы по договорам
негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного
страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами".
В соответствии с п.
2 указанной статьи Кодекса при определении налоговой базы по налогу на доходы
физических лиц учитываются суммы пенсий, выплачиваемые физическим лицам по
договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями
и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими
негосударственными пенсионными фондами.
Согласно п. 1 ст. 3 Закона п. 2 ст. 213.1
Кодекса распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г.
В соответствии с п. 3 ст. 1 Кодекса
действие Кодекса распространяется на отношения по установлению, введению и
взиманию налога, то есть на налоговые правоотношения. Из этого следует, что
норма п. 2 ст. 213.1 Кодекса применяется к налоговым отношениям, возникшим с 1
января 2005 г.
Таким образом, с 1 января 2005 г. суммы
выплачиваемых негосударственными пенсионными фондами пенсий подлежат обложению
налогом на доходы физических лиц по ставке 13% независимо от даты возникновения
гражданско-правовых отношений по негосударственному пенсионному обеспечению.
В противном случае в один и тот же
налоговый период доходы в виде негосударственных пенсий у одних
налогоплательщиков подлежали бы налогообложению, а у других нет, что не
допускается Кодексом.
2. Пунктом 7 ст. 1
Закона внесены изменения в п. 16 ст. 255 Кодекса, согласно которым суммы
платежей (взносов) работодателей по договорам негосударственного пенсионного
обеспечения, заключенным в пользу работников с негосударственными пенсионными
фондами, имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством
Российской Федерации, на ведение соответствующих видов деятельности в
Российской Федерации, относятся к расходам на оплату труда по договорам
негосударственного пенсионного обеспечения при условии
применения пенсионной схемы, предусматривающей учет пенсионных взносов на
именных счетах участников негосударственных пенсионных фондов, и (или)
добровольного пенсионного страхования при достижении участником и (или)
застрахованным лицом пенсионных оснований, предусмотренных законодательством
Российской Федерации, дающих право на установление пенсии по государственному
пенсионному обеспечению и (или) трудовой пенсии, и в течение периода действия
пенсионных оснований. При этом договоры негосударственного пенсионного
обеспечения должны предусматривать выплату пенсий до исчерпания средств на
именном счете участника, но в течение не менее чем пяти лет, а договоры
добровольного пенсионного страхования - выплату пенсий пожизненно.
На основании п. 1 ст. 3 Закона указанные
положения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального
опубликования Закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января
2005 г.
Поскольку Кодекс регулирует налоговые
правоотношения, то организация не вправе включать в расходы на оплату труда
взносы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным до
1 января 2005 г., и учитываемые на солидарном счете с 1 января 2005 г.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
28.06.2005