Проблемная ситуация: Вправе ли бюджетное учреждение
применять упрощенную систему налогообложения? В случае если бюджетное
учреждение осуществляет предпринимательскую деятельность и деятельность в
рамках целевого финансирования, то данное учреждение переводится на упрощенную
систему налогообложения по всем видам деятельности или в части
предпринимательской? В случае если бюджетное учреждение переводится на
упрощенную систему налогообложения только в части учета доходов (расходов),
полученных (произведенных) за счет источников, не относящихся к средствам
целевого финансирования, то правомерно ли освобождение его от налогов,
перечисленных в п. 2 ст. 346.11 НК РФ, в части целевого финансирования.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 июня 2005 г. N 03-11-02/1
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о возможности перевода на
упрощенную систему налогообложения бюджетных учреждений и сообщает следующее.
В соответствии с пп.
14 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не
вправе осуществлять переход на упрощенную систему налогообложения организации,
в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25
процентов.
Однако на бюджетные учреждения положения
указанного подпункта не распространяются. Это объясняется следующими
обстоятельствами.
Согласно п. 2 ст.
11 Кодекса организации - это юридические лица, образованные в соответствии с
законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица,
компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской
правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных
государств, международные организации, их филиалы и представительства,
созданные на территории Российской Федерации.
Учитывая изложенное, Российская
Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, являющиеся
собственниками бюджетных учреждений, не подпадают под понятие
"организация" в целях применения норм Кодекса. Следовательно,
созданные ими бюджетные учреждения могут применять упрощенную систему
налогообложения. Причем специальный режим налогообложения применяется бюджетным
учреждением в целом, а не только по предпринимательской деятельности.
Бюджетными учреждениями должны
соблюдаться требования ст. 346.12 Кодекса о соблюдении предельных размеров
доходов от реализации, определяемых в соответствии со ст. 249 Кодекса, средней
численности работников и остаточной стоимости основных средств, определяемых в
целом по организации.
При этом следует иметь в виду, что
согласно ст. 346.15 Кодекса организациями, применяющими упрощенную систему
налогообложения, при определении объекта налогообложения не учитываются доходы,
предусмотренные ст. 251 Кодекса.
Подпунктом 14 п. 1 ст. 251 Кодекса к
доходам, не учитываемым при определении налоговой базы по единому налогу,
отнесены доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках
целевого финансирования.
К средствам целевого финансирования
в том числе относится и имущество в виде средств бюджетов всех уровней, государственных
внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и
расходов бюджетного учреждения.
При этом налогоплательщики, получившие
средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов
(расходов), полученных (произведенных) в рамках этого финансирования.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
М.А.МОТОРИН
29.06.2005