Проблемная ситуация: Организация привлекает для
выполнения работ специалистов, являющихся гражданами иностранных государств.
Условия работы указанных физических лиц предполагают выплату им доходов на
основании срочных и бессрочных контрактов.
В целях применения ставки НДФЛ в
отношении доходов таких сотрудников обычно принимается за основу презумпция
отсутствия у иностранного гражданина статуса налогового резидента РФ. То есть
до документального подтверждения иностранным гражданином того, что период его
фактического пребывания на территории РФ реально составил больше 183 дней,
налог с выплачиваемых ему доходов исчисляется по ставке 30%.
Другой вариант основан на возможности
исчисления НДФЛ с применением ставки 13% до истечения срока фактического
пребывания на территории РФ, равного 183 дням. Основанием для этого является
документальное подтверждение перспективы стать налоговым резидентом РФ в
течение года: для этих целей представляются различные документы, указывающие на
то, что иностранный гражданин намерен пробыть на территории России в течение
периода времени, достаточного для признания его в качестве налогового резидента
РФ.
Какие документы
должны быть представлены иностранным гражданином российской организации -
источнику выплаты, чтобы последняя могла применить налоговую ставку 13% (по
отношению к выплачиваемым такому иностранному гражданину доходам) до истечения
183 дней в календарном году?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 июня 2005 г. N 03-05-01-04/225
Департамент налоговой и таможенно-тарифной
политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения налогом на доходы
физических лиц доходов лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской
Федерации, и сообщает следующее.
В соответствии со ст. 209 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения
признается доход, полученный налоговыми резидентами Российской Федерации как от
источников в Российской Федерации, так и от источников за пределами Российской
Федерации, а для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, - только
от источников в Российской Федерации.
Одновременно пп.
6 п. 1 ст. 208 Кодекса определено, что вознаграждения за выполнение трудовых
или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение
действия на территории Российской Федерации для целей налогообложения относятся
к доходам, полученным от источников в Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Кодекса
налоговыми резидентами Российской Федерации признаются физические лица,
фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в
календарном году.
Ставки налога на доходы физических лиц
установлены ст. 224 Кодекса. В случае если физическое лицо не является
налоговым резидентом Российской Федерации, то ставка налога устанавливается в
размере 30% по всем видам доходов, полученных таким лицом на территории
Российской Федерации.
Таким образом, доходы иностранных
граждан, нанимаемых организацией для выполнения трудовых обязанностей на
территории Российской Федерации, подлежат налогообложению по ставке 30%. При
этом в случае изменения их налогового статуса необходимо произвести перерасчет
сумм налога на доходы физических лиц по таким доходам с начала календарного
года по ставке 13%.
Вместе с тем иностранные граждане,
состоящие в трудовых отношениях с организацией, осуществляющей свою
деятельность на территории Российской Федерации, предусматривающих
продолжительность работы в Российской Федерации в текущем календарном году
свыше 183 дней, могут рассматриваться в качестве налоговых резидентов Российской
Федерации на начало налогового периода. Доходы от выполнения трудовых
обязанностей таких лиц подлежат налогообложению по ставке 13%.
Для применения налоговой ставки 13% для
иностранных граждан требуется наличие заключенного с ними трудового договора сроком
более чем на 183 дня.
В этом случае уточнение налогового
статуса физического лица - иностранного гражданина и в случае необходимости
перерасчет сумм налога производятся на дату фактического завершения пребывания
иностранного гражданина (лица без гражданства) на территории Российской
Федерации в текущем календарном году.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
30.06.2005