Проблемная ситуация: Можно ли отнести к расходам на оплату труда в целях налогообложения прибыли доплату
до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности в
связи с беременностью и родами?
В целях сохранения
высококвалифицированного персонала и стимулирования его скорейшего возвращения
к должностным обязанностям руководство ЗАО приняло решение производить доплату
до фактического заработка сотрудникам компании в случае временной утраты трудоспособности,
связанной с беременностью и родами, и отразило это положение в трудовых
договорах.
Можем ли мы эти расходы считать
расходами, уменьшающими налогооблагаемую прибыль?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 4 июля 2005 г. N 03-03-04/1/49
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу
отнесения к расходам на оплату труда в целях исчисления налога на прибыль
организаций затрат на доплату до фактического заработка в случае выплаты
пособия по беременности и родам и сообщает следующее.
Согласно ст. 255
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в расходы
налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в
денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки,
компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда,
премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с
содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства
Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
В соответствии с п. 15 ст. 255 Кодекса к
расходам на оплату труда в целях гл. 25 "Налог на прибыль
организаций" Кодекса относятся расходы на доплату до фактического
заработка в случае временной утраты трудоспособности, установленную
законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 33 Постановления Совмина СССР
и ВЦСПС от 23.02.1984 N 191 "О пособиях по государственному социальному
страхованию" основанием для назначения пособия по беременности и родам
является выданный в установленном порядке больничный листок (листок
нетрудоспособности).
Статья 255 Трудового кодекса Российской
Федерации определяет, что за отпуск по беременности и родам выплачиваются
пособия по государственному социальному страхованию в установленном законом
порядке.
Хотя пособия по
беременности и родам не являются пособиями по временной утрате
трудоспособности, но, учитывая то, что данные пособия выплачиваются из Фонда
социального страхования Российской Федерации и основанием их выплаты являются
больничные листки, по нашему мнению, к доплате до фактического заработка при
оплате отпуска по беременности и родам применяется положение, содержащееся в п.
15 ст. 255 Кодекса.
При этом следует учитывать следующее.
Согласно ст. 423 Трудового кодекса
Российской Федерации изданные до введения в действие
настоящего Кодекса нормативные правовые акты Президента Российской Федерации,
Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской
Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии
с настоящим Кодексом могут регулироваться только федеральными законами,
действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.
В связи с этим при
исчислении и выплате пособий по беременности и родам работодатели по-прежнему
руководствуются нормативными актами бывшего СССР, в частности Постановлением
Совмина СССР и ВЦСПС от 23.02.1984 N 191 "О пособиях по государственному
социальному страхованию", согласно п. 39 которого пособие по беременности
и родам выдается в размере 100 процентов заработка.
Федеральным законом о бюджете Фонда
социального страхования Российской Федерации на текущий год устанавливается
максимальный размер пособия по беременности и родам, выплачиваемый из Фонда
социального страхования Российской Федерации.
Так, ст. 8 Федерального закона от
29.12.2004 N 202-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской
Федерации на 2005 год" установлено, что максимальный размер пособия по
беременности и родам, выплачиваемого из Фонда социального страхования
Российской Федерации, за полный календарный месяц не может превышать 12 480
руб.
Однако размер фактически выплачиваемого
работодателем пособия по беременности и родам, исчисленного согласно трудовым
договорам и законодательству Российской Федерации, может превышать сумму 12 480
руб.
В этом случае
расходы на доплату до фактического заработка при выплате пособия по
беременности и родам
налогоплательщик имеет право отнести к расходам на основании п. 15 ст. 255
Кодекса.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
04.07.2005