Проблемная ситуация: ОАО располагается за пределами
города в промышленной зоне, которую городской транспорт в обычном режиме не
обслуживает. Согласно п. 6.2.1 коллективного договора работодатель (ОАО)
обязуется обеспечить доставку работников к месту работы и обратно в соответствии
с режимом и графиком работ подразделений ОАО трамваями и специальными
маршрутами автобусов на основе договоров со специализированными организациями.
Указанные договоры заключаются. Соответствующие расходы учитываются в
бухгалтерском учете на балансовом счете 26 "Общехозяйственные
расходы". Работники ОАО оплачивают свой проезд в полной мере по
общепринятым расценкам, а организации, оказывающие транспортные услуги по
перевозке работников, выставляют счет на оплату по стоимости, указанной в
договоре, за минусом выручки от проданных билетов. В случае перевозок
автобусами работники не пользуются общепринятыми льготами и оплата проезда
обязательна для всех категорий пассажиров. Находясь в городской зоне, указанные
специальные маршруты являются общественным транспортом.
ОАО не может
отказаться от данных видов транспортных услуг, так как других способов доставки
работников в соответствии с режимом и графиком работ не существует (за
исключением личного транспорта), и считает, что экономическая целесообразность
данного вида расходов и, соответственно, включение их в прочие расходы по
налогу на прибыль очевидны, так как они являются производственной
необходимостью.
Правомерно ли включать транспортные
расходы по доставке работников в прочие расходы для налогообложения
по налогу на прибыль согласно пп. 49 п. 1 ст.
264 НК РФ?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 июля 2005 г. N 03-03-04/1/54
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу правомерности включения
транспортных расходов по доставке работников к месту работы и обратно,
осуществляемых сторонней организацией, в состав других расходов, связанных с
производством и реализацией, и сообщает следующее.
В соответствии с п.
26 ст. 270 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при
определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются
расходы на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего
пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом, за исключением
сумм, подлежащих включению в состав расходов на производство и реализацию
товаров (работ, услуг) в силу технологических особенностей производства, и за исключением случаев, когда расходы на оплату проезда к месту
работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или)
коллективными договорами.
Кроме того, ст. 270 Кодекса содержит п.
49, согласно которому не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль
организаций иные расходы, не соответствующие критериям, указанным в п. 1 ст.
252 Кодекса.
Так, п. 1 ст. 252 Кодекса определяет, что
в целях гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса
налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов
(за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса). При этом расходами
признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально
подтвержденные затраты, понесенные налогоплательщиком.
Учитывая тот факт,
что, как следует из письма, доставка работников к месту работы возможна только
специальным транспортом по причине отсутствия городских маршрутов (т.е. эти
расходы являются обоснованными), а также то, что подобная доставка
предусмотрена коллективным договором, считаем возможным относить расходы,
возникающие у налогоплательщика по договорам, заключенным с транспортными
организациями, по доставке работников к месту работы и обратно к расходам, уменьшающим полученные доходы.
При этом вышеназванные расходы
налогоплательщик относит к прочим расходам, связанным с производством и
реализацией.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
05.07.2005