Проблемная ситуация: Просим разъяснить порядок
применения положений п. п. 1 и 2 ст. 10 Соглашения между Правительством
Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании
двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 05.12.1998
(далее - Соглашение), касающихся места обложения налогом на доходы в виде
дивидендов.
В соответствии с ранее опубликованными
разъяснениями Минфина России для целей применения пп.
"а" п. 2 ст. 10 Соглашения размер инвестиции определяется суммой,
фактически уплаченной на дату приобретения акций, при соблюдении принципа
использования рыночных цен между независимыми участниками сделки. При этом под "прямым вложением" подразумевается
приобретение акций как при первичной или последующей эмиссиях, так и при
покупке акций на рынке ценных бумаг или непосредственно у их предыдущего
владельца. Достаточно ли для обоснования применения ставки
налогообложения дивидендов в России в размере 5% подтверждения фактической
уплаты инвестиций в сумме, эквивалентной 100 000 долл. США, представления
договора купли-продажи акций и передаточного распоряжения, в которых указана
покупная цена пакета акций, составляющая сумму более чем 100 000 долл. США?
Какую юридическую силу имеет Меморандум,
подписанный 10.08.2001 по итогам двусторонних консультаций между компетентными
органами России и Кипра о применении некоторых положений Соглашения от
05.12.1998, ссылка на который (Меморандум) имеется в Письме Минфина России от
06.12.2002 N 04-06-05/1/35?
Как указано в Письме Минфина России от
06.12.2002 N 04-06-05/1/35 со ссылкой на подписанный 10.08.2001 Меморандум, под
"прямым вложением капитала" понимается как покупка акций компании на
первичном рынке, так и приобретение акций непосредственно у компании во время
последующих выпусков, а также покупка акций компании на вторичном рынке. Вместе
с тем указано, что минимальным периодом владения акциями для применения
положений пп. "а" п. 2 ст. 10 Соглашения
(ставка - 5%) считается весь налогооблагаемый период, в котором доход, из
которого выплачиваются дивиденды, был получен.
Означает ли это то, что при выплате
дивидендов не может быть применена 5%-ная ставка
налога к юридическому лицу - нерезиденту, ставшему в 2005 г. акционером
российского общества, выплачивающего дивиденды по итогам 2004 г.?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 июля 2005 г. N 03-08-05
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос по вопросам применения ст. 10
"Дивиденды" Соглашения между Правительством Российской Федерации и
Правительством Республики Кипр об избежании двойного
налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 05.12.1998 (далее -
Соглашение) и сообщает следующее.
Согласно нормам п. п. 1 и 2 ст. 10
Соглашения право налогообложения дохода в виде дивидендов предоставлено как
государству резидентства получателя дохода, так и
государству резидентства источника такого дохода, в
случае если возможность налогообложения предусмотрена национальным
законодательством государств. Пунктом 2 данной статьи установлены 5%-ная и 10%-ная ставки налога на
доход в виде дивидендов, которые может применять государство резидентства источника такого дохода.
В соответствии с положениями пп. "а" п. 2 ст. 10 ставка в размере 5 процентов
применяется в случае, если лицо, имеющее фактическое право на дивиденды, прямо
вложило в капитал компании сумму, эквивалентную не менее 100 000 долл. США.
Документами, подтверждающими фактическое
осуществление вложения в капитал компании на сумму 100 000 долл. США, являются в том числе договор купли-продажи акций и
передаточное распоряжение.
Необходимо отметить, что Соглашение не
содержит норм, устанавливающих минимальный период владения акциями компаниями
для целей применения пп. "а" п. 2 ст. 10.
Согласно пп.
"i" п. 1 ст. 3 Соглашения "компетентными органами" для
целей Соглашения являются Министерство финансов Российской Федерации и Министр
финансов Республики Кипр. В соответствии с п. 3 ст. 25 Соглашения
"компетентные органы" стремятся разрешить по взаимному согласию любые
трудности или сомнения, возникающие при толковании или применении Соглашения.
Для достижения согласия по вопросам толкования и устранения трудностей и
сомнений "компетентные органы" вступают в прямые контакты друг с
другом. Результаты таких переговоров фиксируются в итоговом документе, который
может содержать как согласованные позиции по толкованию положений
международного договора (официальное толкование положений договора, подлежащее
единообразному применению на территории обоих государств), так и мнения и
позиции сторон по имеющимся вопросам в понимании и толковании положений
международного договора. Поскольку итоговый документ
составляется на английском языке и может содержать как официальное толкование,
так и обмен позициями сторон по проблемным вопросам толкования положений
договора, в Российской Федерации официальное толкование "компетентными
органами" обоих государств положений международного договора оформляется
письмом Минфина России, которое направляется в адрес Федеральной налоговой
службы (бывшее Министерство Российской Федерации по налогам и сборам) и
доводится до сведения нижестоящих инспекций.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
07.07.2005