Проблемная ситуация: В сентябре 2003 г. в адрес ООО,
являющегося торговой организацией, было поставлено противопожарное
оборудование. Вместе с товаром поставщик передал ООО счет-фактуру. Данный
счет-фактура был подписан не руководителем организации, а иным должностным лицом,
уполномоченным на то внутренним приказом организации. Расшифровки подписи лица,
подписавшего его, счет-фактура не содержал. По нашему мнению,
указанное выше обстоятельство не противоречит действовавшему на момент
выставления счета-фактуры законодательству, поскольку расшифровка подписи лица,
подписавшего счет-фактуру, не входила в число обязательных реквизитов данного
документа до вступления в силу Постановления Правительства РФ от 16.02.2004 N
84, внесшего изменения в Правила ведения журналов учета полученных и
выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу
на добавленную стоимость, утвержденные Постановлением Правительства РФ
от 02.12.2000 N 914. Однако государственные органы с этим не
согласились, аргументируя это тем, что согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона
"О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые
организацией, должны оформляться оправдательными документами, которые служат
первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский
учет, а в соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона "О бухгалтерском
учете" и п. 13 Положения по ведению бухгалтерского учета и
бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина России от
29.07.1998 N 34н, в перечень обязательных реквизитов первичных учетных
документов входят наименования должностных лиц, ответственных за совершение
хозяйственной операции и правильность ее оформления, их личные подписи с
расшифровкой.
Таким образом, счет-фактура, по словам
должностных лиц государственных органов, является первичным учетным документом,
порядок оформления которых регулируется Федеральным законом "О
бухгалтерском учете".
На основании вышеизложенного
просим разъяснить, является ли счет-фактура в соответствии с Федеральным
законом "О бухгалтерском учете" первичным учетным документом.
Правомерна ли позиция государственных органов в данной ситуации?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 июля 2005 г. N 03-04-11/154
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам применения
счетов-фактур и сообщает следующее.
Как правомерно указано в письме, в
соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О
бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны
оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными
учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
В то же время согласно п. 1 ст. 169
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) счет-фактура является
документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога на
добавленную стоимость к вычету.
Таким образом, счет-фактура не является
документом, на основании которого ведется бухгалтерский учет, и,
соответственно, не может признаваться первичным учетным документом.
Порядок заполнения показателей
счета-фактуры, предусмотренных п. 5 указанной статьи Кодекса, определен
Приложением N 1 к Правилам ведения журналов учета полученных и выставленных
счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную
стоимость, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от
02.12.2000 N 914.
При этом считаем необходимым отметить,
что согласно указанному Приложению в редакции, установленной указанным
Постановлением Правительства Российской Федерации и действующей до 2 марта 2004
г., расшифровка подписей лиц, подписавших счет-фактуру, не требовалась. Однако
для идентификации таких лиц в целях устранения возможности неправомерного
вычета налога на добавленную стоимость указанные подписи следовало
расшифровывать.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
12.07.2005