Проблемная ситуация: За областным государственным
унитарным предприятием (ОГУП) закреплена сельскохозяйственная техника на праве
хозяйственного ведения.
Указанная техника была приобретена в
рамках реализации мероприятия федеральной целевой программы
развития области на период до 2010 г.
Часть техники была приобретена ОГУП,
часть - администрацией области, но вся с использованием бюджетных средств
целевого финансирования и передана предприятию в хозяйственное ведение.
В соответствии с пп.
3 п. 2 ст. 256 НК РФ не подлежит амортизации имущество, приобретенное с
использованием бюджетных средств целевого финансирования.
Правомерно ли в целях налогообложения
прибыли не начислять амортизацию на технику, приобретенную в рамках федеральной
целевой программы развития области на период до 2010 г. за счет средств
бюджетного финансирования и переданную ОГУП в хозяйственное ведение?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 июля 2005 г. N 03-03-04/4-21
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос о начислении амортизации
государственным унитарным предприятием и сообщает следующее.
В соответствии со
ст. 256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) амортизируемым
имуществом в целях гл. 25 Кодекса признается имущество, результаты
интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности,
которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не
предусмотрено данной главой), используются им для извлечения дохода и стоимость
которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного
использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 000 руб.
Статьей 256 Кодекса предусмотрено также,
что амортизируемое имущество, полученное унитарным предприятием от собственника
имущества унитарного предприятия в оперативное управление или хозяйственное
ведение, подлежит амортизации у данного унитарного предприятия в порядке,
установленном гл. 25 Кодекса.
При этом, как это установлено пп. 3 п. 2 ст. 256 Кодекса, амортизируемое имущество,
приобретенное (созданное) с использованием бюджетных средств целевого
финансирования, не подлежит амортизации.
Правоотношения,
возникающие в связи с осуществлением прав хозяйственного ведения или
оперативного управления, регулируются гл. 19 Гражданского кодекса Российской
Федерации, а также Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О
государственных и муниципальных унитарных предприятиях", из положений
которых следует, что сведения о составе и стоимости имущества, предназначенного
для закрепления за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или
на праве оперативного управления, отражаются в учредительных документах такого предприятия и в установленном
порядке представляются для государственной регистрации унитарного предприятия
при его создании либо при увеличении уставного фонда унитарного предприятия.
Согласно положениям
Бюджетного кодекса Российской Федерации, регулирующим правоотношения, связанные
с расходованием средств бюджетов, исполнением бюджетов и финансированием
федеральных целевых программ, исполнение бюджетов всех уровней бюджетной
системы Российской Федерации (включая утверждаемые в составе бюджетов
федеральные целевые программы) осуществляется уполномоченными исполнительными
органами на основе бюджетной росписи.
Показатели бюджетной росписи доводятся
распорядителем бюджетных средств до всех нижестоящих распорядителей и получателей
бюджетных средств, которыми согласно бюджетному законодательству признаются
бюджетные учреждения или иные организации, имеющие право на получение бюджетных
средств в соответствии с бюджетной росписью на
соответствующий год.
Исходя из вышеизложенного имущество,
полученное в установленном законодательством порядке областным государственным
унитарным предприятием от собственника данного имущества в хозяйственное
ведение, подлежит амортизации у данного унитарного предприятия в порядке,
установленном гл. 25 Кодекса.
В том случае, если ОГУП являлось
получателем бюджетных средств в соответствии с
бюджетной росписью на соответствующий год и приобрело имущество за счет
указанных средств, такое имущество не подлежит амортизации у данного унитарного
предприятия.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
18.07.2005