Проблемная ситуация: Я являюсь частнопрактикующим
нотариусом, с целью осуществления профессиональной деятельности мною были
заключены договоры со сторонними организациями на предоставление услуг, в
частности:
1) договор оказания услуг по
предоставлению работников (технического персонала) для выполнения технической
работы по составлению и подготовке проектов документов, используемых в
нотариальной деятельности. Преимущество данного договора в том, что во исполнение
условий по данному договору организация предоставляет персонал, имеющий навыки
работы в нотариальной деятельности, самостоятельно обустраивает своим
работникам рабочие места, а именно компьютерами, принтером, ксероксом и другим
техническим инвентарем, а также в полном объеме обеспечивает работников всеми
необходимыми расходными материалами, канцелярскими принадлежностями;
2) договор на оказание услуг по ведению
учета доходов и расходов и хозяйственных операций нотариуса. Целью данного
договора является обеспечение полноты, непрерывности, достоверности учета всех
полученных доходов и отражения всех произведенных расходов и хозяйственных
операций в книге учета доходов и расходов с последующим исчислением налогов.
Подлежат ли включению в состав расходов в
целях исчисления НДФЛ затраты по данным договорам?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 июля 2005 г. N 03-05-01-05/132
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета расходов нотариуса при налогообложении получаемых от этой
деятельности доходов налогом на доходы физических лиц и в соответствии со ст.
34.2 Налогового кодекса Российской Федерации разъясняет.
Исчисление и уплату налога на доходы
физических лиц частные нотариусы производят в соответствии с гл. 23 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) с учетом особенностей,
установленных ст. 227 Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 221 Кодекса при
определении налоговой базы в соответствии с п. 2 ст. 210 Кодекса частные
нотариусы имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме
фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов,
непосредственно связанных с извлечением дохода.
При этом состав расходов, принимаемых к
вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном
порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой
"Налог на прибыль организаций" Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 252 Кодекса
расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в
случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные)
налогоплательщиком.
Минфином России и МНС России Приказом от
13.08.2002 N N 86н, БГ-3-04/430 утвержден Порядок
учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных
предпринимателей, в разд. III которого определено, что в состав расходов,
непосредственно связанных с извлечением доходов от предпринимательской
деятельности, входят:
1) материальные расходы;
2) расходы на оплату труда;
3) амортизационные отчисления;
4) прочие расходы.
Согласно ст. 8 Основ законодательства
Российской Федерации о нотариате нотариус, занимающийся частной практикой,
вправе иметь контору, нанимать и увольнять работников и распоряжаться
поступившим доходом.
В соответствии с изложенным
считаем, что обоснованные и документально подтвержденные затраты частного
нотариуса в виде расходов на оплату труда наемных работников для выполнения
технической работы, а также материальные затраты, необходимые для осуществления
деятельности частным нотариусом, являются расходами, непосредственно связанными
с получением от такой деятельности дохода.
Таким образом, частный нотариус имеет
право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически
произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно
связанных с получением дохода от деятельности, осуществляемой им в качестве
частного нотариуса.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
27.07.2005