Проблемная ситуация: Наше предприятие получило от
контрагента в качестве оплаты по договору вексель, по которому имеется
поручительство Администрации края. Возможно ли
использовать данный вексель в качестве средства погашения задолженности по
платежам в федеральный и региональные бюджеты?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 августа 1996 г. N 04-07-06
Департамент
налоговых реформ на Ваш запрос о возможности использования векселей в виде
средства погашения задолженности по платежам в федеральный и региональные
бюджеты сообщает следующее.
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 1 апреля 1996 г. N 481 "Об упорядочении расчетов по
осуществлению налоговых и других платежей предприятий и
организаций-налогоплательщиков в федеральный бюджет, включая погашение
задолженности по ним" с 1 мая запрещено использование любых неденежных форм осуществления налоговых и других платежей
предприятий и организаций-налогоплательщиков в федеральный бюджет.
В соответствии с требованиями
Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 г. N 809
"О казначейских налоговых освобождениях" Министерство финансов
Российской Федерации прекращает принятие решений по представлению казначейских
налоговых освобождений в счет финансирования расходов федерального бюджета, в
том числе и обмену векселей на налоговое освобождение.
Что касается возможности использования
векселей в качестве платежного средства при осуществлении платежей в
региональные и местные бюджеты, то следует иметь в виду то, что вексель определяется
как безусловное право требования. В связи с этим не представляется возможным
установить какие-либо правила или дополнительные условия, в соответствии с
которыми было бы возможным отличать векселя, выданные на основании
поручительства Администрации края, от других коммерческих векселей, выданных
коммерческой структурой самостоятельно по другим основаниям. Это может привести
к непредсказуемым последствиям в случае принятия общего Порядка приема
векселей, выданных коммерческой организацией, в том числе и коммерческим банком
в счет налоговых платежей региональному бюджету.
Прием коммерческих векселей в качестве
платежного документа по расчетам с бюджетами не может быть поддержан и по
следующим причинам.
Замена части налоговых платежей
векселями, выданными коммерческими структурами и по своей сути являющимися
ценными бумагами с большой степенью риска непогашения, сократит поступление
денежных средств в бюджет, а также повысит риск
Администрации края относительно получения долгов по этим векселям. Сокращение
по каким-либо причинам доходной части бюджета не снимает с регионального
бюджета обязанность осуществления своевременного и полного финансирования
расходных статей регионального и местного бюджета, в том числе и тех, которые
требуют наличие денежной формы расчетов.
Кроме того, использование векселей в
качестве платежного документа по расчетам с бюджетами представляет собой
скрытую форму денежной эмиссии (по существу это опосредованная форма
запрещенного к использованию МВФ порядка обращения КО).
Более того, при этом порядке допускается перенесение коммерческого риска банка
на бюджет.
В связи с
изложенным Департамент налоговых реформ не считает целесообразным осуществлять
расчеты с бюджетами по налогам при помощи векселей, выданных коммерческими
структурами.
12.08.96 Заместитель руководителя
Департамента налоговых реформ
А.И.КОСОЛАПОВ