Текст письма опубликован
"Официальные документы"
(приложение к "Учет. Налоги. Право"), 2005, N 30
"Финансовый вестник. Финансы, налоги,
страхование, бухгалтерский учет", 2005, N 21
Проблемная ситуация: О порядке исчисления и уплаты НДС
при реализации иностранными организациями на территории РФ работ (услуг), в
случае если иностранная организация не учитывает в их стоимости суммы НДС; о
включении в налоговую базу по НДС денежных средств, включающих вознаграждение
комиссионера (агента) и поступающих на его счет до исполнения поручения
комитента (принципала).
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 августа 2005 г. N 03-04-08/215
По вопросу о порядке применения налога на
добавленную стоимость департамент налоговой и таможенно-тарифной политики
сообщает следующее.
В соответствии со
ст. 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при реализации
на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) налогоплательщиками -
иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве
налогоплательщиков, налог на добавленную стоимость уплачивается налоговыми
агентами - организациями и индивидуальными предпринимателями, приобретающими на
территории Российской Федерации такие товары (работы, услуги) у иностранных лиц
и состоящими на учете в налоговых
органах. При этом налоговая база по налогу на добавленную стоимость
определяется налоговыми агентами как сумма дохода от реализации товаров (работ,
услуг) с учетом налога на добавленную стоимость.
Таким образом, в случае, если иностранная
организация в стоимости работ (услуг) суммы налога на добавленную стоимость не
учитывает, российской организации при исчислении налога на добавленную
стоимость следует применять ставку налога в размере 18 процентов к стоимости
работ (услуг) и уплачивать налог в бюджет за счет собственных средств.
Что касается
вопроса налогообложения налогом на добавленную стоимость денежных средств,
получаемых налогоплательщиками, осуществляющими предпринимательскую
деятельность в интересах другого лица на основе договоров комиссии либо
агентских договоров, то согласно пп. 1 п. 1 ст. 162
Кодекса налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на
суммы авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок
товаров, выполнения работ (оказания услуг). При этом на основании п. 1 ст. 156 Кодекса при осуществлении
предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров
комиссии либо агентских договоров налогоплательщики определяют налоговую базу
как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждений (любых иных доходов) при
исполнении указанных договоров.
В соответствии со ст. 990 Гражданского
кодекса Российской Федерации по договору комиссии одна сторона (комиссионер)
обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить
одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. При этом на
основании ст. 999 Гражданского кодекса Российской Федерации по исполнении
поручения комиссионер обязан представить комитенту отчет и передать ему все
полученное по договору комиссии. Аналогичные нормы предусмотрены ст. ст. 1005 и
1008 Гражданского кодекса Российской Федерации в отношении операций,
осуществляемых в рамках агентского договора.
Учитывая изложенное, если денежные
средства, включающие вознаграждение комиссионера (агента), поступают на его
счет до исполнения поручения комитента (принципала), то в части комиссионного
(агентского) вознаграждения такие денежные средства признаются авансовыми
платежами и подлежат включению в налоговую базу по налогу на добавленную
стоимость в том налоговом периоде, в котором они получены.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Министерства финансов РФ
Н.А.КОМОВА
05.08.2005