Проблемная ситуация: Организация занимается оптовой
торговлей и применяет УСН с объектом налогообложения "доходы минус
расходы".
Покупатели находятся в разных регионах, и
по условиям договора товар организация доставляет сама, услуги по доставке
покупатели не оплачивают. Своего транспорта у организации нет, для этих целей
она пользуется услугами частного предпринимателя, а также отправляет товар
железнодорожным транспортом.
Железнодорожная организация выдает
квитанцию, где указаны сумма, адрес и получатель.
После оплаты за услуги по отправке товара железнодорожная организация выдает
кассовые чеки, в которых указаны услуги (въезд, виза, заявка, маркировка).
Может ли организация включать в расходы затраты по доставке товара покупателям?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 8 августа 2005 г. N 03-11-04/2/39
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения упрощенной
системы налогообложения и сообщает следующее.
Налогоплательщики, применяющие упрощенную
систему налогообложения, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы,
уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы учитывают
расходы, предусмотренные п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс), при условии их соответствия критериям, указанным в
п. 1 ст. 252 Кодекса. Причем перечень данных расходов является исчерпывающим.
Подпунктом 5 п. 1 ст. 346.16 Кодекса
установлено, что при определении налоговой базы учитываются материальные
расходы, принимаемые применительно к порядку, предусмотренному для исчисления
налога на прибыль организаций ст. 254 Кодекса.
В соответствии с пп.
6 п. 1 ст. 254 Кодекса в целях налогообложения учитываются расходы на
приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними
организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих
работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика.
К работам (услугам)
производственного характера относятся транспортные услуги сторонних организаций
(включая индивидуальных предпринимателей) и (или) структурных подразделений
самого налогоплательщика по перевозкам грузов внутри организации, в частности
перемещение сырья (материалов), инструментов, деталей, заготовок, других видов
грузов с базисного (центрального) склада в цеха (отделения) и доставка готовой
продукции в соответствии с условиями договоров (контрактов).
По нашему мнению, указанные в пп. 6 п. 1 ст. 254 Кодекса транспортные расходы учитываются
при налогообложении только организациями, осуществляющими производственную
деятельность. В связи с этим расходы
налогоплательщика-организации, осуществляющего оптовую торговлю товарами, по
оплате услуг сторонних организаций по доставке товаров и по оплате транспортных
услуг при определении налоговой базы не учитываются, так как они не относятся к
материальным расходам, приведенным в ст. 254 Кодекса, и не поименованы в п. 1
ст. 346.16 Кодекса.
Вместе с тем
полагаем необходимым отметить, что с 1 января 2006 г. вступает в силу
Федеральный закон от 21.07.2005 N 101-ФЗ "О внесении изменений в главы
26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые
законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о
признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской
Федерации". Согласно п. 6 ст.
1 данного Федерального закона налогоплательщики, применяющие упрощенную систему
налогообложения, вправе будут учесть при определении налоговой базы расходы на
хранение, обслуживание и транспортировку реализуемых ими товаров, изначально
приобретенных для дальнейшей реализации.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
08.08.2005