Проблемная ситуация: Просим разъяснить порядок
действия пп.1 п.3 ст.5 Закона РФ "О государственной пошлине" в
редакции от 31.12.95. Данной нормой предусмотрено освобождение от уплаты
госпошлины государственных и иных органов, обращающихся в случаях, предусмотренных
законом, в защиту государственных и иных интересов. Должны ли соответствующие
иски конкретно обозначаться в том или ином законе либо предполагается, что в
качестве таких случаев может рассматриваться любое обращение в суд
государственного или иного органа, осуществляемое в рамках выполнения
возложенных на него функций и связанное с защитой государственных и
общественных интересов? Распространяется ли указанная выше льгота на случаи,
когда государственный или иной орган, являясь ответчиком по делу, обратился в арбитражный
суд с апелляционной, кассационной жалобой?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 августа 1996 г. N 04-04-10
Департамент налоговых реформ в связи с
Вашим письмом по вопросу разъяснения пп.1 п.3 ст.5 Закона Российской Федерации
"О государственной пошлине" (в ред. Федерального закона "О
внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О
государственной пошлине") сообщает следующее.
Федеральным законом
от 31 декабря 1995 г. N 226-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон
Российской Федерации "О государственной пошлине" предусмотрено
освобождение от уплаты госпошлины в судах общей юрисдикции и арбитражных судах
органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных органов,
обращающихся в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и
общественных интересов.
Такое решение может быть принято при
обращении в суды государственного или иного органа, осуществляемом в рамках
выполнения возложенных на него функций и связанном с защитой государственных и
общественных интересов.
При подготовке
вышеуказанного Федерального закона, чтобы не перечислять все государственные и
иные органы, освобожденные от уплаты государственной пошлины в арбитражных
судах, была принята общая формулировка льготы, которая предусматривала бы
освобождение всех этих органов от уплаты государственной пошлины в случае, если
они выступают как истцы в защиту государственных и общественных интересов,
осуществляя выполнение возложенных на них функций.
В случае, если указанные органы
обращаются в суд с кассационной или апелляционной жалобой по делу, в котором
они выступали в качестве истца, то, по нашему мнению и
по мнению Правового управления Аппарата Государственной Думы, они должны быть
освобождены от уплаты государственной пошлины.
В случае участия органов государственной
власти и местного самоуправления в судебном процессе следует, на наш взгляд,
различать их процессуальное положение при предоставлении освобождений по уплате
государственной пошлины.
При обращении органов государственной
власти и местного самоуправления в соответствии со ст.42 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации и ст.42 ГПК РСФСР в защиту
государственных и общественных интересов они освобождаются от уплаты
государственной пошлины в соответствии со ст.5 Закона Российской Федерации
"О государственной пошлине". В этом случае органы власти выступают
как юридические лица в защиту интересов других лиц (истцов), являются
самостоятельными участниками процесса и не отождествляются с истцом.
Государственные органы могут участвовать
в судебном процессе в качестве истцов и ответчиков по делам, где они
представляют интересы Российской Федерации в соответствии с положениями гл.5
Гражданского кодекса Российской Федерации. В этом случае стороной в процессе
выступает Российская Федерация в лице своих органов и не может быть
плательщиком государственной пошлины в соответствии с частью первой ст.2 Закона
Российской Федерации "О государственной пошлине".
13.08.96 Руководитель Департамента
налоговых реформ
А.И.ИВАНЕЕВ