Проблемная ситуация: Фирма, зарегистрированная на
территории Германии и не имеющая постоянного представительства на территории
РФ, поставляет для российского резидента оборудование, требующее монтажа.
Контракт включает в себя стоимость оборудования, шефмонтажные и пусконаладочные работы, инжиниринг, обучение
работе на оборудовании в России, транспортировку до территории и по территории
России и транспортное страхование. Транспортировка производится автомобильным
транспортом. Являются ли доходы от указанных услуг объектом обложения налогом
на прибыль на территории России? Применяется ли в указанном случае Соглашение
между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на
доходы и имущество от 29.05.1996?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 августа 2005 г. N 03-08-05
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает.
Из представленного запроса следует, что
фирма, зарегистрированная на территории Германии, поставляет для российского
резидента оборудование, требующее монтажа. Контракт включает
в себя стоимость оборудования, шефмонтажные и
пусконаладочные работы, инжиниринг, обучение работе на оборудовании в
Российской Федерации, транспортировку автомобильным транспортом до территории и
по территории Российской Федерации и транспортное страхование.
Статья 8 "Доходы от международных
морских и воздушных перевозок" Соглашения между Российской Федерацией и
Федеративной Республикой Германия об избежании двойного
налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 29.05.1996 не
распространяется на осуществление международных перевозок автомобильным
транспортом. Следовательно, в данном случае налогообложение доходов от
международных автоперевозок немецкой фирмы осуществляется в соответствии с
российским налоговым законодательством.
Таким образом, если данная немецкая
организация не осуществляет свою деятельность на территории Российской
Федерации через постоянное представительство, то в соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 309 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - Кодекс) доходы от международных перевозок, осуществляемых этой
организацией, относятся к доходам от источников в Российской Федерации, а следовательно, подлежат налогообложению в Российской
Федерации по ставке 10% в соответствии с пп. 2 п. 2
ст. 284 Кодекса.
Одновременно
сообщаем, что доходы немецкой фирмы от осуществления внешнеторговых контрактов
на поставку оборудования, а также доходы от осуществления шефмонтажных
и пусконаладочных работ, инжиниринга, обучения работе на данном оборудовании
относятся для целей применения указанного выше российско-германского Соглашения
к доходам от предпринимательской деятельности и подлежат налогообложению в
соответствии со ст. 7 данного Соглашения.
Следовательно, если деятельность немецкой
фирмы не приводит к образованию постоянного представительства на территории
Российской Федерации, то доходы, полученные этой фирмой от указанной выше
деятельности, не являются объектом налогообложения в Российской Федерации.
При этом в запросе не содержится
достаточной информации, подтверждающей факт наличия или отсутствия постоянного
представительства немецкой организации на территории Российской Федерации
(копии контракта или контрактов на проведение работ, оказание услуг).
Одновременно сообщаем, что критериями, по
которым определяется факт образования постоянного представительства, являются
следующие.
В ст. 5 указанного Соглашения термин
"постоянное представительство" определяется как постоянное место
предпринимательской деятельности, через которое деятельность предприятия
осуществляется полностью или частично. Определение, таким образом, содержит
следующие условия:
- существование места деятельности, то
есть помещения или оборудования;
- это место деятельности должно быть
"постоянным", то есть должно быть установлено в определенном месте с
определенной степенью постоянства;
- осуществление коммерческой деятельности
предприятия через это постоянное место деятельности. Это означает, что лица,
которые тем или иным образом зависят от предприятия (персонал), проводят
деятельность предприятия в государстве, в котором находится постоянное место
деятельности.
Выражение "место деятельности"
включает любые помещения, средства, оборудование или установки, используемые
для проведения бизнеса предприятия, независимо от того, исключительно они
используются для этой цели или нет. Место бизнеса может также существовать и
без помещения, достаточно иметь в своем распоряжении некоторое пространство.
Также место деятельности может находиться на другом предприятии.
Согласно определению места деятельности
оно должно быть "постоянным". Таким образом, связь должна
существовать между местом деятельности и специфической географической точкой.
Однако это не означает, что оборудование, составляющее место деятельности,
должно быть фактически закреплено на одном месте.
Чтобы место деятельности составляло
постоянное представительство, предприятие, пользующееся им, должно производить
через него полный или частичный бизнес. Деятельность не обязательно должна быть
производительного характера. Более того, деятельность не обязательно должна
быть постоянной, то есть проводиться без перерыва в операциях, но операции
должны иметь регулярный характер.
Учитывая изложенное
выше, если между российской организацией и данной немецкой фирмой постоянно
заключаются контракты (а именно - более двух контрактов) на поставку
оборудования и его транспортировку с обязательным условием проведения шефмонтажных и пусконаладочных работ, инжиниринга, обучения
работе на данном оборудовании, то деятельность этой немецкой организации может
приводить к образованию постоянного представительства на территории Российской
Федерации. Следовательно, в соответствии с
положениями ст. 7 вышеуказанного Соглашения Российская Федерация будет иметь
право налогообложения указанной немецкой организации в отношении доходов,
полученных по данным контрактам.
Одновременно сообщаем, что особенности и
порядок налогообложения иностранных организаций, осуществляющих деятельность
через постоянное представительство на территории Российской Федерации,
определены в ст. 307 Кодекса.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
12.08.2005