Текст письма опубликован
"Экономика и жизнь", 2005, N 39
"Бюллетень трудового и социального
законодательства РФ", 2005, N 11
Проблемная ситуация: О неприменении пп. 15 п. 1 ст. 238 НК РФ в отношении выплат, производимых
работникам государственных внебюджетных фондов; об обложении ЕСН компенсаций,
предоставляемых государственным и муниципальным служащим, пособий,
установленных законами субъектов РФ, сумм доплат работникам угольной
промышленности; об отнесении налогоплательщиков к сельскохозяйственным
товаропроизводителям в целях применения пониженных ставок по ЕСН.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 августа 2005 г. N 03-05-02-03/40
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел Письмо Федеральной налоговой службы от
26.05.2005 N 01-2-02/605 и сообщает следующее.
1. Статьей 11
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определено понятие
"бюджеты (бюджет)", которое применяется в следующем значении:
федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные
бюджеты), бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты).
Под понятием "внебюджетные
фонды" понимаются: государственные внебюджетные фонды, образуемые вне
федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с
федеральным законодательством.
Тем самым в целях налогообложения
Кодексом проводится разграничение между понятиями "средства бюджетов"
и "средства бюджетов государственных внебюджетных фондов".
Кроме этого, п. 4 ст. 143 Бюджетного
кодекса Российской Федерации четко определено, что "...средства
государственных внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов всех уровней
бюджетной системы Российской Федерации", т.е. и данным Кодексом проводится
разграничение между понятиями "средства бюджетов" и "средства
бюджетов государственных внебюджетных фондов".
При этом средства,
поступающие в доход Пенсионного фонда Российской Федерации на основании ст. 2
Федеральных законов от 08.08.2001 N 125-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда
Российской Федерации на 2001 год" и от 29.05.2002 N 61-ФЗ "О бюджете
Пенсионного фонда Российской Федерации на 2002 год" из федерального
бюджета, передаются в этот фонд в соответствии с законодательством Российской
Федерации по строго целевому назначению для
выплаты пенсий и пособий.
Аналогичная норма установлена ст. 1
Федерального закона от 23.12.2003 N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004
год", согласно которой в доходы федерального бюджета на 2004 г.
зачисляются поступления единого социального налога, направляемые в бюджет
Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату базовой части трудовой
пенсии.
Средства, поступившие в Пенсионный фонд
Российской Федерации из федерального бюджета, не должны расходоваться на
содержание его органов.
В связи с изложенным
считаем, что действие нормы пп. 15 п. 1 ст. 238
Кодекса не распространяется на выплаты, производимые в пользу работников
органов государственных внебюджетных фондов, поскольку данные организации
финансируются не за счет средств бюджетов.
2. Согласно п. 1 ст.
237 Кодекса при определении налоговой базы налогоплательщиком, производящим
выплаты в пользу физических лиц, учитываются любые выплаты и вознаграждения (за
исключением сумм, указанных в ст. 238 Кодекса), вне зависимости от формы, в которой
осуществляются данные выплаты, в частности, полная или частичная оплата товаров
(работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического
лица - работника, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха,
обучения в его интересах.
В пп. 2 п. 1
ст. 238 Кодекса приведен перечень компенсационных выплат, устанавливаемых
законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов
Российской Федерации, решениями представительных органов местного
самоуправления, которые не подлежат налогообложению единым социальным налогом
(в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством). Данный
перечень является исчерпывающим.
Понятие компенсации применительно к
трудовым отношениям, а также случаи предоставления компенсаций, связанных с
выполнением работником своих трудовых обязанностей, установлены Трудовым
кодексом Российской Федерации.
В соответствии со ст. 164 Трудового
кодекса Российской Федерации компенсацией признаются денежные выплаты,
установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими
трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.
Поскольку предоставляемые государственным
и муниципальным служащим в соответствии с областными законами Ростовской
области компенсации на довольствие и лечение не связаны с возмещением затрат в
связи с выполнением ими трудовых обязанностей, то пп.
2 п. 1 ст. 238 Кодекса в отношении таких выплат не применяется.
В то же время
денежная компенсация работникам, занятым в государственной системе социальных
служб Краснодарского края, установленная постановлением главы администрации
Краснодарского края в целях реализации закона Краснодарского края, не
облагается единым социальным налогом, если в должностной инструкции работника
или локальном нормативном акте организации указано, что работа данного
физического лица или категории лиц носит разъездной характер и денежные
средства выдаются ему в под отчет на
разъезды по вопросам служебного характера. В остальных случаях они подлежат
обложению в установленном порядке.
3. В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 238 Кодекса не подлежат обложению единым
социальным налогом государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с
законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов
Российской Федерации, решениями представительных органов местного
самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по
уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам.
Пособия в Российской Федерации являются
одной из форм социальной помощи. Это могут быть как регулярные, так и
единовременные выплаты из средств социального страхования или средств бюджетов
всех уровней.
К государственным пособиям относятся
пособия, выплачиваемые за счет средств государственных внебюджетных фондов и
средств в эти фонды, направляемых из федерального бюджета.
Так, в соответствии с Федеральным законом
от 31.12.2002 N 165-ФЗ "Об основах государственного социального
страхования" к государственным пособиям относятся:
- трудовые пенсии (по старости, инвалидности,
по случаю потери кормильца);
- единовременное пособие женщинам,
вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
- единовременное пособие при рождении
ребенка;
- ежемесячное пособие по уходу за
ребенком до достижения им возраста трех лет;
- пособие по безработице;
- социальное пособие на погребение;
- стипендии.
Таким образом, пособия, установленные
законами субъектов Российской Федерации и имеющие социальный характер (в
частности, единовременные пособия в связи с выходом на пенсию), по нашему
мнению, не являются объектом обложения единым социальным налогом.
Что касается пособий, установленных
Законами Псковской области от 19.02.2002 N 174-03 и от 08.05.1996 N 18-03 (пп. "а" и "б" вопроса 3), то поскольку
таких видов пособий не предусмотрено федеральным законом и они не имеют
социальной направленности, то подлежат обложению единым социальным налогом.
4. Как отмечалось выше, понятие
компенсации, а также случаи предоставления компенсаций, связанных с выполнением
работником своих трудовых обязанностей, установлены Трудовым кодексом
Российской Федерации.
Доплата работникам организаций угольной,
сланцевой промышленности и шахтного строительства, постоянно занятым на
подземных работах, за нормативное время их передвижения в шахте от ствола к
месту работы и обратно, установленная Постановлением Правительства Российской
Федерации от 15.05.1998 N 452, не является компенсацией в смысле ст. 164
Трудового кодекса, а относится к расходам на оплату труда, в связи
с чем подлежит обложению единым социальным налогом.
5. В законодательстве содержится
несколько определений понятия "сельскохозяйственный
товаропроизводитель".
В соответствии с Федеральным законом от
08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" к
сельскохозяйственным товаропроизводителям относятся физические или юридические
лица, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, которая
составляет в стоимостном выражении более 50% общего объема производимой
продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство
сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов в которой составляют в стоимостном выражении
более 70% общего объема производимой продукции.
Федеральный закон от 09.07.2002 N 83-ФЗ
"О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей"
содержит иное определение "сельскохозяйственного
товаропроизводителя". Согласно данному Закону под сельскохозяйственными
товаропроизводителями понимаются организации, крестьянские (фермерские)
хозяйства и индивидуальные предприниматели, доля выручки которых от реализации
произведенной, произведенной и переработанной ими сельскохозяйственной
продукции в общей выручке от реализации продукции (выполнения работ, оказания
услуг) за предшествующий год составила не менее 50 процентов.
Учитывая положения п. 7 ст. 3 Кодекса о
толковании всех противоречивых актов законодательства о налогах и сборах в
пользу налогоплательщика, применение пониженных ставок по единому социальному налогу возможно теми налогоплательщиками, которые
соответствуют критериям Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О
сельскохозяйственной кооперации" или Федерального закона от 09.07.2002 N
83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных
товаропроизводителей". При этом готовая продукция может оцениваться как по
фактической производственной себестоимости, так и по нормативной себестоимости.
М.А.МОТОРИН
15.08.2005