Текст письма опубликован
"Официальные документы"
(приложение к "Учет. Налоги. Право"), 2005, N 33
"Экономика и жизнь", 2005, N 39
"Финансовый вестник. Финансы, налоги,
страхование, бухгалтерский учет", 2005, N 20
Проблемная ситуация: О применении НДС
страховой организацией при безвозмездной передаче рекламных материалов и
страховых полисов при проведении рекламной акции.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 августа 2005 г. N 03-04-05/13
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по вопросу применения налога на
добавленную стоимость страховой организацией при безвозмездной передаче
рекламных материалов и страховых полисов сообщает следующее.
Согласно п. 3 ст. 38 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) товаром в целях налогообложения
признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.
На основании п. 1 ст. 39 Кодекса в
случаях, предусмотренных Кодексом, реализацией товаров признается передача на
безвозмездной основе права собственности на товары одним лицом для другого
лица.
Подпунктом 1 п. 1 ст. 146 Кодекса
установлено, что операции по реализации товаров на территории Российской
Федерации на безвозмездной основе признаются объектом налогообложения налогом
на добавленную стоимость.
Таким образом, безвозмездную раздачу
рекламных материалов с указанием логотипа компании, адреса, телефона и перечня
оказываемых услуг в ходе проведения рекламных акций следует рассматривать для
целей применения налога на добавленную стоимость как безвозмездную передачу
товаров.
Учитывая изложенное, налогообложение
налогом на добавленную стоимость вышеуказанных товаров производится в
общеустановленном порядке. При этом согласно п. 2 ст. 154 Кодекса налоговую базу
по налогу на добавленную стоимость следует определять исходя из рыночных цен
безвозмездно передаваемых товаров.
Что касается передачи страховых полисов,
то, как правомерно указано в письме, согласно пп. 7
п. 3 ст. 149 Кодекса от налогообложения налогом на добавленную стоимость
освобождается оказание услуг по страхованию и перестрахованию страховыми
организациями.
В соответствии со ст. 3 Федерального
закона от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской
Федерации" добровольное страхование осуществляется на основании договора
страхования и правил страхования, определяющих общие условия и порядок его
осуществления. При этом правила страхования принимаются и
утверждаются страховщиком или объединением страховщиков самостоятельно в
соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Законом и
содержат положения о субъектах страхования, об объектах страхования, о
страховых случаях, о страховых рисках, о порядке определения страховой суммы,
страхового тарифа, страховой премии (страховых взносов), о порядке заключения,
исполнения и прекращения договоров страхования, о правах и об обязанностях сторон, об определении размера убытков или
ущерба, о порядке определения страховой выплаты, о случаях отказа в страховой
выплате и иные положения.
Статьей 940 Гражданского кодекса
Российской Федерации предусмотрено, что договор страхования должен быть
заключен в письменной форме. При этом договор страхования может быть заключен
путем составления одного документа либо вручения страховщиком страхователю на
основании его письменного или устного заявления страхового полиса
(свидетельства, сертификата, квитанции), подписанного страховщиком. Страховщик
при заключении договора страхования вправе применять разработанные им или
объединением страховщиков стандартные формы договора (страхового полиса) по
отдельным видам страхования.
В связи с изложенным безвозмездная
передача страховой организацией при проведении рекламной акции страховых
полисов не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Министерства финансов РФ
Н.А.КОМОВА
15.08.2005