Проблемная ситуация: В соответствии
со ст. 325 Трудового кодекса РФ, ст. 33 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1
"О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и
проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"
лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и
приравненных к ним местностях, имеют право на оплачиваемый один раз в два года
за счет средств работодателя проезд к месту использования отпуска в
пределах территории Российской Федерации и обратно любым видом транспорта, в
том числе личным (за исключением такси), а также на оплату стоимости провоза
багажа весом до 30 килограммов.
Действующее законодательство не запрещает
лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
местностях, реализовывать предоставленное действующим законодательством право
на отдых за пределами территории РФ.
До настоящего момента оплата стоимости
проезда в отпуск за пределы территории РФ работникам, проживающим в районах
Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществлялась до места
пересечения Государственной границы (ближайшего к Государственной границе
населенного пункта) на основании справок, выданных организациями,
осуществляющими перевозки пассажиров - наземным, водным или воздушным транспортом.
Например, при выезде в Турцию оплата производилась до места пересечения
Государственной границы РФ - до г. Сочи. В качестве документов, подтверждающих
понесенные расходы, работник представлял авиабилет на перелет направлением
Москва - Анталия - Москва, справку ОАО о стоимости перелета по маршруту Москва
- Сочи - Москва по состоянию на определенный период, туристическую путевку и
договор на туристическую поездку в Турцию, в котором стоимость перелета,
включенная в стоимость путевки, не выделена (включена).
Вопросы:
1) в случае проведения отпуска за
границей РФ будет ли оплата проезда до ближайшего к Государственной границе
населенного пункта являться компенсацией расходов по проезду в отпуск, которая
не подлежит обложению ЕСН и НДФЛ;
2) что можно считать пунктом пропуска
через Государственную границу в целях правильного определения стоимости
проезда, подлежащей отражению в составе расходов на оплату труда?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 августа 2005 г. N 03-05-02-04/159
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.
В соответствии с п.
3 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежат
налогообложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных
действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами
субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного
самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в
соответствии законодательством Российской Федерации), связанных с исполнением
налогоплательщиком трудовых обязанностей.
Согласно пп. 9 п. 1 ст. 238 Кодекса не подлежит обложению единым
социальным налогом стоимость проезда работников и членов их семей к месту
проведения отпуска и обратно, оплачиваемая налогоплательщиком лицам, работающим
и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в
соответствии с действующим законодательством, трудовыми договорами
(контрактами) и (или) коллективными договорами.
Статьей 325
Трудового кодекса Российской Федерации и ст. 33 Закона Российской Федерации от
19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц,
работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
местностях" установлено, что лица, работающие в районах Крайнего Севера и
приравненных к ним местностях, имеют право на оплачиваемый один раз в два года
за счет работодателя проезд к месту
использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно любым видом
транспорта (за исключением такси), а также на оплату стоимости провоза багажа
весом до 30 килограммов.
Указанными законодательными актами
Российской Федерации устанавливается порядок оплаты проезда к месту
использования отпуска только на территории Российской Федерации. При этом
законодательством не предусмотрен порядок оплаты проезда при использовании
отпуска за границей Российской Федерации.
Таким образом, в
соответствии с вышеназванными законодательными актами Российской Федерации не
подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным
налогом стоимость проезда к месту использования отпуска и обратно только в
пределах территории Российской Федерации на основании проездных билетов и
квитанции по оплате расходов, оплачиваемых работодателем один раз в два года.
Следовательно, оплата проезда к месту
отдыха за пределами Российской Федерации не подпадает под действие п. 3 ст. 217
и пп. 9 п. 1 ст. 238 Кодекса.
Следует отметить,
что в соответствии с п. 7 ст. 255 Кодекса к расходам на оплату труда в целях
налогообложения прибыли организаций относятся фактические расходы на оплату
проезда работников и лиц, находящихся у этих работников на иждивении, к месту
использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно (включая
расходы на оплату провоза багажа работников организаций, расположенных в
районах Крайнего Севера и приравненных к ним
местностях) в порядке, предусмотренном действующим
законодательством, - для организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов
и в порядке, предусмотренном работодателем, - для иных организаций.
Таким образом, в составе расходов на
оплату труда учитываются расходы по проезду работника к месту использования
отпуска только в той их части, которая приходится на территорию Российской
Федерации.
Согласно ст. 9 Федерального закона от
01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации"
под пунктом пропуска через Государственную границу понимается территория в
пределах железнодорожного, автомобильного вокзала, станции, морского, речного
порта, аэропорта, аэродрома, открытого для международных сообщений
(международных полетов), а также иное, специально оборудованное место, где
осуществляются пограничный, а при необходимости и другие виды контроля и пропуск через Государственную границу лиц,
транспортных средств, грузов, товаров и животных.
Как следует из вышеприведенной нормы,
работник, направляющийся на отдых в иностранное государство воздушным
транспортом, пересекает пункт пропуска через Государственную границу Российской
Федерации в здании аэропорта, открытого для
международных сообщений (международных полетов).
Учитывая изложенное,
в целях реализации п. 7 ст. 255 Кодекса налогоплательщик отражает в составе
расходов на оплату труда документально подтвержденные проездными документами
расходы по проезду до аэропорта, в котором он осуществляет вылет к месту своего
отдыха, расположенного за пределами Российской Федерации.
Эта же стоимость проезда не облагается
налогом на доход физических лиц и единым социальным налогом.
Если налогоплательщик оплатил работнику
стоимость проезда к месту проведения отпуска и обратно за пределами Российской
Федерации, то данные выплаты не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль и
в соответствии с п. 3 ст. 236 Кодекса не будут облагаться единым социальным
налогом.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
19.08.2005