Текст письма опубликован
"Нормативные акты для бухгалтера",
2005, N 17
"Экономика и жизнь", 2005, N 38
Проблемная ситуация: 1. Представительство иностранной
компании, которое зарегистрировано в налоговых органах России, планирует
заключить договор о предоставлении персонала с резидентом Турции для работы в
московском представительстве. Необходимо ли удерживать налог на доходы
иностранных юридических лиц при перечислении денежных средств по договору за
предоставленный персонал?
2. Французская инжиниринговая компания
осуществляет услуги по ремонту и обслуживанию оборудования для российской
компании на территории Российской Федерации. Фактически ремонт оборудования
осуществляется 5 - 10 раз в год специалистами, которые приезжают в командировку
на 2 - 3 дня в Россию. Приводит ли данная деятельность французской компании к
образованию постоянного представительства на территории Российской Федерации?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 августа 2005 г. N 03-08-05
1. В соответствии со ст. 246 Налогового
кодекса Российской Федерации плательщиками налога на прибыль являются
иностранные организации, осуществляющие свою деятельность на территории
Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие
доходы от источников в Российской Федерации. Согласно п. 7
ст. 306 Налогового кодекса факт предоставления иностранной организацией
персонала для работы на территории Российской Федерации в другой организации
при отсутствии признаков постоянного представительства, предусмотренных п. 2
вышеуказанной статьи, не может рассматриваться как приводящий к образованию
постоянного представительства иностранной организации, предоставившей персонал,
если такой персонал действует исключительно от имени и в интересах организации,
в которую он был направлен.
Согласно п. 2 ст.
309 Налогового кодекса Российской Федерации доходы, полученные иностранной
организацией от продажи товаров или иного имущества, кроме указанного в пп. 5 и 6 п. 1 указанной статьи, осуществления работ,
оказания услуг на территории Российской Федерации, не приводящие к образованию
постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии со ст. 306
Налогового кодекса, обложению налогом у источника выплаты не подлежат (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ).
Таким образом, иностранная организация,
осуществляющая деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство,
при перечислении дохода по договору за предоставленный персонал юридическому
лицу, созданному по законодательству Турции и не имеющему представительства в
России, в соответствии с вышеуказанными статьями Налогового кодекса Российской
Федерации обложению налогом у источника выплаты не подлежит.
2. Положениями ст. ст.
306 - 309 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливаются особенности
исчисления налога на прибыль иностранными организациями, осуществляющими
предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, в случае,
если такая деятельность создает постоянное представительство иностранной
организации, а также исчисления налога иностранными организациями, не
связанными с деятельностью через постоянное представительство в Российской
Федерации, получающими доход из источников в Российской Федерации. Под постоянным представительством иностранной организации в
Российской Федерации понимается филиал, представительство, отделение, бюро,
контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место
деятельности (далее - отделение) этой организации, через которое организация
регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории России
(т.е. самостоятельную, осуществляемую на свой страх и риск деятельность,
направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом,
продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг, согласно ст. 2
Гражданского кодекса).
Моментом образования постоянного
представительства иностранной организации считается начало регулярного
осуществления предпринимательской деятельности (не с момента начала
деятельности по созданию постоянного представительства в смысле получения
аккредитации, регистрации иностранной организации в Российской Федерации,
получения необходимых заключений, разрешений, лицензий, открытия счетов). Моментом ликвидации постоянного представительства считается
прекращение предпринимательской деятельности через отделение иностранной
организации (т.е. реально, а не документально, в том числе и составляемой для
прекращения аккредитации, а также при необходимости подать в налоговый орган по
месту налогового учета иностранной организации в Российской Федерации заявления
в порядке, предусмотренном в ст. 84 Налогового кодекса).
Как следует из вопроса, французская
компания несколько раз в год оказывает российскому предприятию услуги по
ремонту и обслуживанию оборудования, то есть осуществляется регулярная
деятельность по оказанию услуг на территории России.
Определяющим критерием для квалификации
деятельности иностранной организации в Российской Федерации как осуществляемой
через постоянное представительство является регулярность ее осуществления.
Налоговое законодательство Российской Федерации устанавливает следующие
признаки постоянного представительства:
- наличие любого места деятельности
иностранной организации на территории России;
- ведение иностранной организацией в этом
месте предпринимательской деятельности;
- осуществление такой деятельности
иностранной организацией регулярно.
Таким образом, в соответствии с п. 3 ст.
306 Налогового кодекса деятельность французской компании на территории
Российской Федерации приводит к образованию постоянного представительства.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Министерства финансов РФ
Н.А.КОМОВА
19.08.2005