Текст письма опубликован
"Документы и комментарии", 2005, N 19
Проблемная ситуация: О праве налоговых органов на
истребование в ходе проведения камеральной налоговой проверки первичных
документов для проверки правильности исчисления и уплаты налогов, а также
документов, подтверждающих данные налогового учета.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 августа 2005 г. N 03-02-07/1-224
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики по вопросу представления документов
налогоплательщиками при камеральных проверках сообщает следующее.
Статьей 87 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено подразделение всех налоговых проверок на камеральные и выездные.
Полномочия налоговых органов и порядок
проведения камеральных и выездных проверок предусмотрены ст. ст. 88, 89
Кодекса.
Согласно пп. 1
п. 1 ст. 31 Кодекса налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика
документы по формам, установленным государственными органами и органами
местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты
(удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы,
подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и
перечисления) налогов.
В соответствии с абз.
4 ст. 88 Кодекса при проведении камеральной проверки налоговый орган вправе
истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и
документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты
налогов.
Кроме того, согласно п. 1 ст. 93 Кодекса
должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе
истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового
агента, необходимые для проверки документы.
Анализ норм, предусмотренных ст. 93
Кодекса в системной связи со ст. ст. 87, 88, 89 Кодекса, позволяет сделать
вывод о том, что налоговые органы вправе истребовать у проверяемого
налогоплательщика необходимые для проверки документы
как при камеральной, так и при выездной налоговой проверке (Постановление
Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 02.09.2003 N
А33-2644/03-СЗ-Ф02-2778/03-С1).
Следует отметить, что в Постановлении
Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.09.2004 N
Ф04-5939/2004(А27-4102-6) указано, что налоговое законодательство не
ограничивает право налогового органа при проведении камеральной проверки
истребовать у налогоплательщика только документы, обязанность представления
которых прямо установлена нормами налогового законодательства.
Как отмечено в Постановлении Федерального
арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.06.2005 N А66-12948/2004,
первичные документы, истребованные при проведении камеральных проверок,
являются документами, которые могут подтвердить правильность исчисления и
своевременность уплаты налога, и их истребование для проверки не нарушает права
и экономические интересы налогоплательщиков.
Согласно ст. 313
Кодекса налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной
информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций,
осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а
также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля
за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в
бюджет налога.
Учитывая вышеизложенное,
налоговым органом при проведении камеральной налоговой проверки могут быть
истребованы первичные документы для проверки правильности исчисления и уплаты
налогов, а также документы, подтверждающие данные налогового учета.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Министерства финансов РФ
Н.А.КОМОВА
24.08.2005