Проблемная ситуация: Банк приобретает для работников
одежду с изображением зарегистрированного товарного знака банка.
Обеспечение сотрудников одеждой с
изображением товарного знака будет осуществляться в целях распространения
рекламной информации о банке, поддержания интереса клиентов к нему,
формирования положительного имиджа банка, повышения качества обслуживания клиентов.
В банке разработано положение об
обеспечении подразделений банка, обслуживающих клиентов, одеждой с изображением
зарегистрированного товарного знака, которая предоставляется работникам в
пользование и подлежит возврату банку в случае увольнения работника или износа
одежды.
Может ли банк
включить затраты на приобретение фирменной одежды с изображением товарного
знака в состав прочих расходов от реализации в соответствии со ст. 264
Налогового кодекса Российской Федерации либо отнести указанные затраты на рекламные
расходы (в размере, не превышающем 1% от выручки, в соответствии с п. 4 ст. 264
Налогового кодекса Российской Федерации).
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 августа 2005 г. N 03-03-04/2/51
Департамент налоговой и таможенно-тарифной
политики рассмотрел письмо по вопросу признания для целей
налогообложения прибыли расходов на приобретение банком для своих сотрудников
фирменной одежды с изображением зарегистрированного товарного знака
банка и сообщает следующее.
В соответствии со ст. 1 Закона Российской
Федерации от 23.09.1992 N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и
наименованиях мест происхождения товаров" товарный знак и знак
обслуживания - обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых
работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц.
Статьей 22 указанного Закона определена
сфера использования товарного знака, в том числе применение товарного знака в
рекламе. При этом зарегистрированный товарный знак организации рекламой не
является.
Согласно ст. 2
Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе" реклама -
распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом
или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация),
которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или
поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и
начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
Однако фирменную одежду, приобретенную
для сотрудников банка, с изображением зарегистрированного товарного знака
(логотипа) банка считать рекламой (рекламной продукцией) необоснованно,
поскольку одежда не может распространять информацию о видах деятельности банка,
его целях и задачах.
Кроме того, фирменная одежда
предназначается для работников, обслуживающих клиентов банка, т.е. общающихся в
процессе работы с достаточно ограниченным числом граждан.
Положениями гл. 25 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) расходы организации на приобретение специальной
одежды, специальной обуви и т.п., используемой в связи с технологическими
особенностями производства, учитываются в целях налогообложения только в
случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Так, согласно пп.
3 п. 1 ст. 254 Кодекса к материальным расходам, в частности, относятся затраты
налогоплательщика на приобретение спецодежды.
Правила обеспечения работников
специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной
защиты утверждены Постановлением Минтруда России от 18.12.1998 N 51. Действие этих Правил распространяется на работников всех
организаций независимо от форм их собственности и организационно-правовых форм,
профессии и должности которых предусмотрены в Типовых отраслевых нормах
бесплатной выдачи работникам специальной одежды, спецобуви
и других средств индивидуальной защиты, утверждаемых Постановлениями Минтруда
России (от 29.12.1997 N 68 и от 30.12.1997 N 69).
Согласно п. 5 ст. 255 Кодекса в расходы
организации на оплату труда включается стоимость выдаваемых работникам
бесплатно в соответствии с законодательством Российской Федерации предметов
(включая форменную одежду, обмундирование), остающихся в личном постоянном
пользовании (сумма льгот в связи с их продажей по пониженным ценам).
В остальных случаях стоимость фирменной
одежды, приобретенной организацией для своих сотрудников, не учитывается в
составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, даже в
случае если обязанность работодателя по оплате расходов на приобретение фирменной
одежды зафиксирована в трудовом или коллективном договоре.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
24.08.2005