Проблемная ситуация: ОАО просит дать разъяснения по
вопросам применения льгот по налогу на имущество организаций.
1. В соответствии с п. 7 ст. 381 НК РФ от
налогообложения освобождаются организации в отношении объектов
социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства,
образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения.
При этом НК РФ не
содержит исключений в части предоставления льготы при одновременном
использовании этих объектов как для нужд культуры и искусства, образования,
физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения, так и
для иных нужд, то есть при использовании данного имущества для целей, указанных
в п. 7 ст. 381 НК РФ, не в полном объеме (частично). Также НК РФ не устанавливает порядок расчета части стоимости объекта
социально-культурной сферы, не подлежащего налогообложению, при его частичном
использовании для нужд, определенных вышеуказанным пунктом НК РФ.
Кроме того, согласно ст. ст. 374, 375 НК
РФ объект налогообложения и налоговая база по налогу на имущество организаций
определяются в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского
учета, единицей которого является инвентарный объект. Но законодательство РФ о
бухгалтерском учете не предусматривает ведение раздельного учета частей единого
инвентарного объекта, используемого в различных видах деятельности.
Вправе ли ОАО применить льготу по налогу
на имущество организаций в отношении объектов социально-культурной сферы,
одновременно используемых как для нужд, указанных в п. 7 ст. 381 НК РФ, так и
для иных нужд?
2. В соответствии с п. 8 ст. 381 НК РФ в
течение 2004 г. налогоплательщики имели право использовать льготу по налогу на
имущество организаций в отношении объектов мобилизационного назначения и
мобилизационных мощностей, законсервированных и (или) не используемых в
производстве. Какие документы необходимо представить в налоговый орган для
подтверждения права на использование указанной льготы?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 8 сентября 2005 г. N 03-06-01-04/343
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке применения льгот по
налогу на имущество организаций и сообщает следующее.
1. Согласно п. 7 ст. 381 Налогового
кодекса (далее - Кодекс) освобождаются от налогообложения налогом на имущество
организаций организации в отношении объектов социально-культурной сферы,
используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической
культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения.
При этом льгота предоставляется в
отношении имущества, учитываемого на балансе организации и используемого в
рамках указанной деятельности, соответствующей определенным уставом
(положением) целям и задачам создания организации.
Под объектами социально-культурной сферы,
в отношении которых предоставляется льгота, необходимо понимать основные
средства, входящие в состав единого обособленного комплекса имущества,
функционально и организационно предназначенного для ведения организацией
указанных выше видов деятельности.
При этом необходимо учитывать, что в
соответствии с гл. 30 "Налог на имущество организаций" Кодекса объект
налогообложения и налоговая база по налогу на имущество организаций
определяются в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского
учета. Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный
объект.
Нормативными документами по
бухгалтерскому учету не предусмотрено ведение раздельного учета объекта,
относящегося к основным средствам и являющегося единым инвентарным объектом, в
случае использования его для различных целей. Деление стоимости такого объекта
для целей налогообложения на основании каких-либо показателей гл. 30 Кодекса не
предусматривает.
Таким образом, если один и тот же объект
основных средств используется для осуществления льготируемой
и не льготируемой по налогу на имущество организаций
деятельности, то налоговая льгота, установленная п. 7 ст. 381 Кодекса,
предоставляется в целом по объекту.
2. Согласно п. 8 ст. 381 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в 2004 г. освобождались от
налогообложения налогом на имущество организаций организации в отношении
объектов мобилизационного назначения и мобилизационных мощностей,
законсервированных и (или) не используемых в производстве.
Организации,
имеющие мобилизационные задания (заказы), в целях использования льготы по
налогу на имущество организаций должны представить в налоговые органы перечень
объектов мобилизационного назначения, законсервированных и (или) не
используемых в производстве, согласованный с соответствующим органом
исполнительной власти (федеральным или региональным), который уполномочен
Правительством Российской Федерации устанавливать мобилизационные планы, и
оформленный в установленном порядке (данная позиция, в частности, отражена в
Постановлении Президиума Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.05.2004 N 15583/03).
Порядок оформления
документов, необходимых для предоставления данной льготы, изложен в
Рекомендациях по форме документов, подтверждающих право организаций, имеющих
мобилизационные задания (заказы) и (или) задачи по мобилизационной работе, на
налоговые льготы, а также на включение в состав внереализационных расходов
обоснованных затрат на проведение работ по мобилизационной подготовке,
подготовленных в соответствии с Поручением Правительства Российской Федерации
от 20.05.2005 N АЖ-П4-2457 и утвержденных Минэкономразвития
России и Минфином России 16.08.2005.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
08.09.2005