Проблемная ситуация: ООО просит разъяснить порядок
применения нормы пп. 8 п. 1 ст. 309 НК РФ в связи со
следующими обстоятельствами.
Иностранная организация (резидент
Королевства Дания) оказывает ООО (резиденту РФ) транспортно-экспедиторские
услуги по доставке на условиях FSA грузов из Германии в Москву путем
привлечения иностранных юридических лиц - перевозчиков. Фактически перевозку осуществляют
третьи лица, с которыми у организации отсутствуют договорные отношения. Счета
за перевозку грузов выставляются в адрес ООО иностранной организацией,
оказывающей транспортно-экспедиторские услуги, что предусмотрено договором. В
назначении платежа значится "фрахт по маршруту...". Оплата за
оказанные услуги осуществляется также в адрес организации-экспедитора.
Таким образом, ООО фактически оплачивает стоимость услуг по перевозке грузов, т.е.
выплачивает иностранной организации доходы, которые подлежат обложению налогом
на основании п. 1 ст. 309 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 310, пп. 2 п. 2 ст. 284 НК РФ доходы от международных перевозок
облагаются у источника выплаты в полной сумме выплаты по ставке 10%.
ООО не имеет подтверждения иностранной
организации - резидента Королевства Дания о постоянном местопребывании в Дании
в целях применения положений Конвенции между Правительством Российской
Федерации и Правительством Королевства Дания об избежании
двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в
отношении налогов на доходы и имущество (ратифицирована Федеральным законом от
26.02.1997 N 40-ФЗ).
Иностранная организация (резидент
Королевства Дания) не имеет постоянного представительства в РФ и не
осуществляет деятельности, приводящей к образованию постоянного
представительства в РФ.
В связи с
вышеизложенным просим разъяснить, являются ли в описанной ситуации доходы,
выплачиваемые иностранному юридическому лицу на основании договора о
транспортно-экспедиторских услугах, доходами от международных перевозок,
предусмотренными пп. 8 п. 1 ст. 309 НК РФ, и подлежат
ли они налогообложению по ставке 10%.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 9 сентября 2005 г. N 03-08-05
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации
рассмотрел письмо и в рамках своей компетенции сообщает следующее.
Согласно п. 2 ст. 8
Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством
Королевства Дании об избежании двойного налогообложения
и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и
имущество от 08.02.1996 (далее - Конвенция) доход от международных перевозок
включает доход, получаемый от прямого использования, сдачи в аренду или
использования в любой другой форме транспортных средств, включая использование,
содержание или аренду контейнеров и
сопутствующего оборудования.
Как следует из письма, иностранная
организация (резидент Королевства Дания) оказывает организации
транспортно-экспедиторские услуги по доставке на условиях FSA грузов из
Германии в Москву путем привлечения других иностранных лиц - перевозчиков.
Таким образом, услуги, предоставляемые резидентом Дании, не подпадают под ст. 8
"Доходы от международных перевозок" Конвенции.
В соответствии с пп.
8 п. 1 ст. 309 Налогового кодекса Российской Федерации под международными
перевозками понимаются любые перевозки морским, речным или воздушным судном,
автотранспортным средством или железнодорожным транспортом.
Транспортно-экспедиторские услуги не относятся к международным перевозкам и по
законодательству России.
Таким образом, доходы, выплачиваемые
иностранному юридическому лицу на основании договора о
транспортно-экспедиторских услугах, могут подлежать обложению налогом на
прибыль в случае, если они оказываются через постоянное представительство в
России.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
09.09.2005