Проблемная ситуация: В соответствии с изменениями
части второй Налогового кодекса Российской Федерации, внесенными Федеральным
законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ, с 01.01.2006 к внереализационным расходам
согласно пп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ относятся
расходы в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом
покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности
объема покупок.
1. Положения пп.
19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ (в ред. Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ)
распространяются только на премии, выплачиваемые продавцом покупателю при
выполнении определенных условий договора, или в качестве внереализационного
расхода необходимо также отражать величину скидки в виде снижения цены товара,
предоставленной продавцом покупателю?
2. В случае если скидка в виде снижения
цены товара является внереализационным расходом продавца, возникает ли
налогооблагаемый доход на сумму скидки у покупателя, в том числе у
покупателя-нерезидента? Должен ли в последнем случае (при предоставлении скидки
нерезиденту) продавец удержать налог на доходы с нерезидента?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 сентября 2005 г. N 03-03-04/1/190
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогового учета в
целях налогообложения прибыли скидок, предоставленных покупателям, в налоговой
базе продавца и покупателя и сообщает следующее.
При рассмотрении данного вопроса скидки
следует разделить на две группы. Во-первых, продавец может предоставить скидки
путем пересмотра цены товара, отраженной в договоре купли-продажи.
В таком случае следует учитывать, что ст.
424 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность
изменения установленной соглашением сторон цены договора в случаях и на
условиях, предусмотренных договором.
В частности, договором может быть
предусмотрено изменение цены единицы товара в случае возникновения
обстоятельств, с которыми условия заключения договора связывают возникновение
скидок.
В случае изменения цены единицы товара
организация на основании соответствующих изменений данных первичных документов
по передаче товара вносит изменения в данные налогового учета о стоимости
проданных ценностей. Кроме того, в соответствии со ст. 54
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организация-продавец
должна внести исправления в данные налоговой декларации по налогу на прибыль
организаций, заполняемой в отношении тех периодов, в которые произошла
реализация ценностей, так как в этих периодах произошло искажение величины
налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
При этом следует учитывать положения ст.
40 части первой Кодекса.
Во-вторых, продавец может предоставить
скидку или премию покупателю без изменения цены единицы товара.
В таком случае организация-продавец
производит пересмотр суммы задолженности покупателя по договору купли-продажи,
то есть освобождает покупателя от имущественной обязанности оплатить
приобретенные ценности в размере установленного в договоре процента от общей суммы проданных покупателю товаров. Такая скидка, на
основании ст. ст. 572 и 574 Гражданского кодекса Российской Федерации, должна
рассматриваться в качестве освобождения от имущественной обязанности перед
продавцом, что является безвозмездной передачей той части товара, которая не
оплачена покупателем. Премию, выплаченную продавцом покупателю за достижение
определенных обстоятельств, оговоренных договором купли-продажи, также следует
рассматривать как безвозмездно переданное имущество. В таком случае в
соответствии с п. 16 ст. 270 Кодекса сумма скидки или премии не может быть
учтена в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
При этом п. 17 ст.
1 Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ "О внесении изменений в часть
вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие
законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" определяет,
что с 1 января 2006 г. к внереализационным расходам относятся расходы в виде
премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие
выполнения определенных условий договора, в частности объема покупок.
Таким образом, с 1 января 2006 г.
налогоплательщик - продавец товаров, выплачивающий (предоставляющий)
покупателям премии (скидки) вследствие выполнения определенных условий договора
без изменения цены единицы товара, отражает сумму таких премий (скидок) в
составе внереализационных расходов.
Что касается отражения в налоговой базе
по налогу на прибыль покупателя скидки, предоставленной ему путем пересмотра
цены товара, сообщаем, что у данного налогоплательщика, в том числе иностранной
организации, налогооблагаемого дохода не возникает.
В том случае, если вследствие выполнения
определенных условий договора продавец выплатит (предоставит) покупателю премию
(скидку), для покупателя такая скидка будет являться безвозмездно полученным
имуществом, подлежащим включению в налоговую базу по налогу на прибыль
организаций в соответствии с п. 8 ст. 250 Кодекса. Данное положение
распространяется на вышеназванные премии (скидки), полученные покупателем как
до 1 января 2006 г., так и после.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
15.09.2005