Проблемная ситуация: Общество с ограниченной
ответственностью просит дать разъяснения по вопросу применения законодательства
Российской Федерации о налогах и сборах в следующей ситуации.
По договору,
заключенному между ООО и рекламным агентством, общество вносит спонсорский
вклад в производство телевизионного сериала в виде денежных средств, продукции
с изображением своей фирменной символики и другого имущества, необходимого для
обеспечения съемок фильма, а агентство обеспечивает разработку, изготовление и
последующее распространение рекламных материалов ООО (в том числе спонсорских
обозначений в виде кадров, титров и прочих форм носителей) в телевизионном сериале, а также в местах осуществления
съемок.
Созданный телевизионный сериал содержит
сцены с присутствием рекламной продукции общества без предварительного
сообщения об этом, а в титрах к нему содержится упоминание об ООО (спонсоре) в
виде благодарности за оказанную поддержку.
Относятся ли в такой ситуации расходы
общества к расходам на рекламу в целях применения положений гл. 25 "Налог
на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 сентября 2005 г. N 03-03-04/1/207
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу признания в целях
налогообложения прибыли расходов на рекламу и сообщает следующее.
Как следует из представленных сведений,
организация через рекламное агентство осуществляет передачу спонсорского вклада
в виде денежных средств, продукции с изображением своей фирменной символики в
производство телевизионного сериала. При этом созданный телевизионный сериал
содержит сцены с присутствием рекламной продукции налогоплательщика без
предварительного сообщения об этом, а в титрах к сериалу содержится упоминание
о налогоплательщике в виде благодарности за оказанную поддержку.
При рассмотрении
вопроса о возможности отнесения спонсорского вклада к расходам в целях
налогообложения прибыли следует учитывать, что согласно пп.
28 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации к прочим расходам,
связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы на рекламу
производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг),
деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая
участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264 Кодекса.
При этом ст. 2
Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон
о рекламе) определяет, что реклама - это распространяемая в любой форме, с
помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах,
идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для
неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к
этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
В соответствии со
ст. 19 Закона о рекламе под спонсорством в целях настоящего Федерального закона
понимается осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (в
виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности,
оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или
физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым
рекламы о спонсоре, его товарах.
Спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый -
соответственно рекламодателем и рекламораспространителем.
Кроме того, п. 1 ст. 5 Закона о рекламе
определяет, что использование в радио-, теле-, видео-, аудио-
и кинопродукции, а также в печатной продукции нерекламного
характера целенаправленного обращения внимания потребителей рекламы на
конкретную марку (модель, артикул) товара либо на изготовителя, исполнителя,
продавца для формирования и поддержания интереса к ним без надлежащего
предварительного сообщения об этом (в частности, путем пометки "на правах рекламы") не допускается.
Считаем, что выражение благодарности
спонсору в титрах к сериалу не является предварительным сообщением о рекламе
продукции спонсора, содержащейся в сериале.
Учитывая изложенное, сообщаем, что
расходы в виде спонсорского вклада в производство сериала в рассматриваемой
ситуации не являются расходами на рекламу в целях налогообложения прибыли.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
16.09.2005