Проблемная ситуация: Государственное унитарное
предприятие в ходе приватизации преобразовано в открытое акционерное общество.
Зарегистрирован выпуск акций. При формировании уставного капитала за основу
были взяты все данные бухгалтерского учета по состоянию на 1 апреля 2003 г., то
есть в расчет попала нераспределенная прибыль текущего года плюс стоимость
земельного участка. Величина уставного капитала ОАО превысила величину
уставного фонда ГУП. ОАО заплатило налог на операции с ценными бумагами с
разницы между уставным фондом и уставным капиталом. Налоговая инспекция
считает, что налогообложению подлежит и величина уставного фонда. Правы ли
представители налогового органа?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 сентября 2005 г. N 03-03-04/1/200
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу уплаты налога на
операции с ценными бумагами при государственной регистрации выпусков ценных
бумаг, размещаемых при преобразовании государственных или муниципальных
унитарных предприятий в акционерные общества в процессе приватизации
государственного или муниципального имущества, и сообщает следующее.
В соответствии со ст. 2 Закона Российской
Федерации от 12.12.1991 N 2023-1 "О налоге на операции с ценными
бумагами" (с последующими изменениями и дополнениями) объектом обложения
налогом являлась номинальная сумма выпуска ценных бумаг, заявленная эмитентом.
Согласно абз. 11 ст. 2 указанного Закона не являлась объектом
обложения данным видом налога номинальная сумма выпуска акций акционерного
общества, созданного путем преобразования юридического лица иной
организационно-правовой формы, в части, не превышающей размер уставного
капитала (складочного капитала, паевого фонда кооператива) преобразуемого
юридического лица (абзац введен Федеральным законом от 30.05.2001 N 69-ФЗ).
Учитывая, что
преобразованию в процессе приватизации государственного или муниципального
имущества в акционерные общества подлежат государственные или муниципальные
унитарные предприятия, которые в соответствии с п. 1 ст. 113 Гражданского
кодекса Российской Федерации формируют только уставный фонд, обложению налогом
на операции с ценными бумагами подлежала вся номинальная сумма выпуска акций
акционерного общества, созданного путем преобразования государственного или
муниципального унитарного предприятия.
При этом Законом Российской Федерации
"О налоге на операции с ценными бумагами" не предусматривалась норма,
освобождающая от уплаты налога операции с ценными бумагами при государственной
регистрации выпусков ценных бумаг, размещаемых при преобразовании
государственных или муниципальных унитарных предприятий в акционерные общества
в процессе приватизации государственного или муниципального имущества.
Исходя из этого
организация должна была уплатить
налог с номинальной суммы выпуска акций, заявленного эмитентом, а не с разницы
между уставным капиталом преобразованного открытого акционерного общества и
уставным фондом преобразуемого государственного унитарного предприятия.
Одновременно
сообщается, что с 1 января 2004 г. в соответствии с Федеральным законом от
23.12.2003 N 183-ФЗ "О внесении изменения в статью 3 Закона Российской
Федерации "О налоге на операции с ценными бумагами" размер ставки
указанного налога был снижен с 0,8 процента до 0,2 процента номинальной суммы выпуска,
но не более 100 000 руб.
Сообщаем также, что в соответствии с
Федеральным законом от 02.11.2004 N 127-ФЗ налог на операции с ценными бумагами
признан утратившим силу с 1 января 2005 г. в связи с принятием гл. 25.3
"Государственная пошлина" Налогового кодекса Российской Федерации.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
16.09.2005