Проблемная ситуация: Медицинская страховая компания
(ЗАО), занимающаяся обязательным медицинским страхованием, просит дать
разъяснения по следующим вопросам.
1. Должны ли включаться в состав
расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль, отчисления в страховые
резервы по обязательному медицинскому страхованию в части пополнения резервов
за счет доходов от размещения средств страховых
резервов, доходов от предъявления штрафных санкций к лечебно-профилактическим
учреждениям (далее - ЛПУ) и доходов, начисленных по решению суда?
2. Начиная с 2005 г. территориальный фонд
ОМС перечисляет страховой компании в качестве целевого финансирования средства,
поступающие в фонд из бюджета г. Москвы в части страховых платежей на ОМС
неработающего населения города.
Согласно договору о финансировании,
заключенному с территориальным фондом ОМС, страховая компания безвозмездно
осуществляет целевые перечисления финансовых средств ОМС, в том числе дотаций,
доплат и других средств ОМС, выделяемых в установленном порядке в медицинские
учреждения, участвующие в реализации программы ОМС.
На каких счетах бухгалтерского учета
страховая компания должна отражать данные средства при их поступлении, а также
при перечислении в ЛПУ?
3. На основании договора о
финансировании, заключенного страховой организацией с территориальным фондом
ОМС, либо на основании распорядительного документа фонда фонд уменьшает
финансирование ЛПУ на сумму его кредиторской задолженности перед фондом
(нецелевого использования средств ЛПУ, выявленного фондом при проверке
медицинского учреждения, и др.). Страховая компания обязана удержать указанную
сумму из расчета по счетам-фактурам с ЛПУ, о чем указывается в договоре на
предоставление лечебно-профилактической помощи, заключенном страховой компанией
с ЛПУ.
ЗАО просит разъяснить, каким образом
отражать указанные операции на счетах бухгалтерского учета, а также сопроводить
разъяснения бухгалтерскими проводками.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 сентября 2005 г. N 03-03-04/3/8
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики совместно с Федеральной службой страхового надзора
рассмотрел письмо и по поставленным вопросам сообщает следующее.
В целях гл. 25 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик уменьшает полученные
доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в
ст. 270 Кодекса).
Расходами признаются обоснованные и
документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265
Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии,
что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение
дохода.
Согласно п. 2 ст.
294.1 Кодекса к расходам страховых организаций, осуществляющих обязательное
медицинское страхование, кроме расходов, предусмотренных ст. ст. 254 - 269
Кодекса, относятся также расходы, понесенные указанными организациями при
осуществлении страховой деятельности по обязательному медицинскому страхованию,
в том числе суммы отчислений в страховые резервы (резерв оплаты медицинских
услуг, запасной резерв, резерв финансирования предупредительных мероприятий).
Учитывая
вышеизложенное, расходы страховых медицинских организаций, осуществляющих ОМС в
виде отчисления в страховые резервы по обязательному медицинскому страхованию
по нормативам, установленным Федеральным фондом обязательного медицинского
страхования и территориальным фондом обязательного медицинского страхования, признаются
для целей налогообложения прибыли.
В соответствии с договором о
финансировании обязательного медицинского страхования, заключенным между
территориальным фондом обязательного медицинского страхования (далее - фонд) и
страховой медицинской организацией, фонд перечисляет страховой организации
страховые платежи по обязательному медицинскому страхованию, источниками
которых является единый социальный налог и бюджет г. Москвы в части страховых
платежей на ОМС неработающего населения.
Страховая организация в соответствии с
этим договором осуществляет целевые перечисления финансовых средств
обязательного медицинского страхования медицинским учреждениям (платежей на ОМС
неработающего населения для направления в фонд оплаты труда).
Исходя из изложенного средства,
полученные от фонда на финансирование обязательного медицинского страхования,
должны учитываться на счете 92 "Страховые премии (взносы)", а
использование этих средств (перечисление лечебным учреждениям) на счете 22
"Выплаты по договорам страхования, сострахования
и перестрахования".
Однако, учитывая специфику расчетов по
средствам на ОМС за неработающее население, которые целевым образом
перечисляются в медицинские учреждения, включение их в базу для расчета
резервов, в том числе резервов предупредительных мероприятий, необоснованно.
При отражении на счетах бухгалтерского
учета операций, описанных в п. 3 письма, необходимо руководствоваться
Особенностями применения страховыми организациями Плана
счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций
и Инструкции по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от
04.09.2001 N 69н.
При этом обращаем внимание, что на счете
92 "Страховые премии (взносы)" должны быть отражены фактически
причитающиеся (полученные) от фонда платежи, а на счете 22 "Выплаты по
договорам страхования" средства, фактически перечисленные лечебным
учреждениям.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
16.09.2005