Проблемная ситуация: Основными видами деятельности ЗАО
являются производство и реализация биологически активных добавок к пище и
прочих пищевых продуктов (коды ОКВЭД 15.89 и 51.38). Однако часть операций
производственного цикла осуществляется по договорам подряда контрагентами путем
переработки сырья и материалов на давальческой основе (без перехода права
собственности). При этом бухгалтерский учет финансово-хозяйственных операций
ЗАО ведется по следующей схеме:
Дт 10-7 Кт 10-1 - 10 руб. - отданы сырье и
материалы на давальческой основе подрядчику;
Дт 20 Кт 10-7 - 10 руб. - производство
полуфабрикатов;
Дт 20 Кт 60 - 18 руб. - производственные
услуги подрядчиков;
Дт 21-1 Кт 20 - 28 руб. - выпущен
полуфабрикат;
Дт 21-7 Кт 21-1 - 28 руб. - отдан полуфабрикат
на доработку и фасовку подрядчику;
Дт 20 Кт 21-7 - 28 руб. - списаны
полуфабрикаты в производство;
Дт 20 Кт 60 - 10 руб. - производственные
услуги подрядчика;
Дт 43 Кт 20 - 38 руб. - выпущена готовая
продукция;
Дт 90 Кт 43 - 38 руб. - реализована готовая
продукция.
Цикл производства готовой продукции
составляет от 1,5 до 2 месяцев.
По налоговому учету затраты
(производственные услуги подрядчиков, стоимость полуфабрикатов, сырья и
материалов) ЗАО признает прямыми расходами и относит их на уменьшение налоговой
базы по налогу на прибыль на момент реализации готовой продукции (счет 43 - 38 руб). Такой порядок ведения налогового учета прописан в
учетной политике компании. Вместе с тем формулировки п. 1 ст. 318 Налогового
кодекса РФ в части классификации затрат не позволяют однозначно отнести ряд
производственных расходов ЗАО к категории прямых или косвенных.
С 14 июля 2005 г.
вступил в силу Федеральный закон от 06.06.2005 N 58-ФЗ "О внесении
изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые
другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах",
согласно которому налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике
для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством
товаров (работ, услуг).
В связи с изложенным просим дать
разъяснения о допустимости отнесения указанных выше производственных затрат
ЗАО, в частности производственных услуг подрядчиков, к категории прямых
расходов по налоговому учету за 2003 - 2005 гг.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 сентября 2005 г. N 03-03-04/1/210
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке учета
материальных расходов для целей налогообложения и сообщает следующее.
Статьей 254 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс) предусмотрен перечень материальных расходов,
учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Так, в соответствии с пп.
6 п. 1 ст. 254 Кодекса для целей налогообложения прибыли учитываются
производственные услуги подрядчиков.
Затраты на приобретение полуфабрикатов,
подвергающихся дополнительной обработке у налогоплательщика (в том числе при
передаче полуфабрикатов подрядчикам в виде давальческого сырья), учитываются в
составе материальных расходов в соответствии с пп. 4
п. 1 ст. 254 Кодекса.
Затраты на приобретение сырья и
материалов включаются в состав материальных расходов в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 254 Кодекса.
Порядок определения суммы расходов на
производство и реализацию установлен ст. 318 Кодекса.
Для целей настоящей главы расходы на
производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового)
периода, подразделяются:
1) на прямые;
2) косвенные.
14 июля 2005 г. вступил в силу
Федеральный закон от 06.06.2005 N 58-ФЗ "О внесении изменений в часть
вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие
законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах". Указанным
Законом внесены изменения, в частности, в порядок определения суммы расходов на
производство и реализацию. В соответствии с указанным Законом начиная с
отчетности 2005 г. (п. 5 ст. 8 Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ)
налогоплательщик вправе самостоятельно определять в учетной политике для целей
налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров
(выполнением работ, оказанием услуг).
До введения в действие Федерального
закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ перечень прямых расходов, предусмотренный ст. 318
Кодекса, носил исчерпывающий характер. При этом к прямым расходам относились:
материальные затраты, определяемые в
соответствии с пп. 1 и 4 п. 1 ст. 254 настоящего
Кодекса;
расходы на оплату труда персонала,
участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг,
а также суммы единого социального налога, начисленного на указанные суммы
расходов на оплату труда;
суммы начисленной амортизации по основным
средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.
Таким образом, до 1 января 2005 г.
затраты на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых
сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями (пп. 6 п. 1 ст. 254 Кодекса), для целей налогообложения
прибыли не могли быть учтены в составе прямых расходов.
При этом начиная с отчетности 2005 г.
вышеуказанные расходы могут быть учтены налогоплательщиком в составе прямых
расходов, при условии, что они включены в перечень прямых расходов,
определенный в учетной политике для целей налогообложения.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
20.09.2005