Проблемная ситуация: ООО осуществляет поставки
тракторов и запчастей, произведенных рядом заводов Республики Беларусь,
потребителям 13 субъектов России. Поставки осуществляются с помощью как
белорусских, так и российских перевозчиков.
ООО исчисляет НДС
со стоимости ввезенных белорусских товаров как стоимость приобретенных товаров
плюс расходы по доставке товара, если тракторы и запасные части доставляются с
помощью белорусского перевозчика, и включает транспортные услуги в заявление о
ввозе товаров и уплате косвенных налогов и специальную декларацию по НДС при
ввозе товаров на территорию РФ с территории Республики Беларусь (п. 2 разд. 1
Положения о взимании косвенных налогов).
Если же товар доставлен российской
транспортно-экспедиционной фирмой, то НДС по расходам доставки и экспедиции
товаров ООО принимает к вычету в общей декларации по НДС.
При проведении камеральной проверки ИФНС
потребовала внести изменения в специальную налоговую декларацию по НДС за
январь, февраль, март, апрель 2005 г. и включить в налогооблагаемую базу по
налогу на добавленную стоимость транспортных услуг по доставке товара из
Республики Беларусь, оказанных транспортно-экспедиционной российской
организацией.
В связи с вышеизложенным ООО просит
разъяснить следующее.
1. Правомерны ли требования налоговых
органов о включении в налоговую базу по НДС, определяемую в отношении ввозимых
с территории Республики Беларусь товаров, стоимости транспортных услуг, если
перевозчиком является российская организация?
2. Какую стоимость транспортных услуг
следует включать в налогооблагаемую базу: с учетом НДС, который указан
российской транспортно-экспедиционной организацией в счетах-фактурах, или без
него? И в каком порядке подлежит возмещению НДС, уплаченный нами российской
транспортно-экспедиционной организации?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 сентября 2005 г. N 03-04-08/245
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам применения налога на
добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской
Федерации с территории Республики Беларусь, и сообщает следующее.
Как правомерно
указано в письме, согласно п. 2 разд. 1 "Порядок применения косвенных
налогов при импорте товаров" Положения о порядке взимания косвенных
налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между
Российской Федерацией и Республикой Беларусь (далее - Положение), являющегося
неотъемлемой частью Соглашения между Правительством Российской Федерации и
Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при
экспорте и импорте товаров,
выполнении работ, оказании услуг от 15.09.2004 (далее - Соглашение),
ратифицированного Федеральным законом от 28.12.2004 N 181-ФЗ, налоговая база по
налогу на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на территорию
Российской Федерации с территории Республики Беларусь, определяется на дату
принятия на учет ввезенных товаров как сумма стоимости приобретенных товаров,
включая затраты на транспортировку и доставку данных товаров. При этом
при определении стоимости приобретенных товаров в цену сделки включаются
расходы (если такие расходы не были включены в цену сделки) по доставке
товаров, в том числе расходы на транспортировку, погрузку, выгрузку,
перегрузку, перевалку и экспедирование товаров, независимо от национальной
принадлежности организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих
указанные работы (услуги).
Таким образом, при транспортировке
товаров с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации
собственными силами российских организаций - покупателей товаров или с
привлечением сторонних российских или белорусских перевозчиков расходы по
транспортировке ввозимых товаров включаются покупателями в налоговую базу по
налогу на добавленную стоимость. При этом определение суммы расходов на
транспортировку таких товаров, включаемых в налоговую базу, производится на
основании документов, подтверждающих осуществление указанных расходов.
Следует отметить, что нормами Соглашения
и Положения включение в стоимость товаров, ввезенных на территорию Российской
Федерации с территории Республики Беларусь, сумм налога на добавленную
стоимость, уплаченных поставщикам за услуги по транспортировке таких товаров,
не предусмотрено. В связи с этим суммы налога на добавленную стоимость,
уплаченные российским организациям за услуги по перевозке вышеуказанных
товаров, в целях исключения двойного налогообложения в налоговую базу по налогу
на добавленную стоимость не включаются. Указанные суммы налога на добавленную
стоимость подлежат возмещению в соответствии с положениями ст. ст. 171 и 172
Налогового кодекса Российской Федерации.
Учитывая
изложенное, требования налоговых органов о включении в налоговую базу по налогу
на добавленную стоимость, определяемую в отношении товаров, ввозимых на
территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, расходов на
транспортировку указанных товаров, в случае перевозки данных товаров
российскими организациями, и отражении указанных расходов в заявлении о ввозе
товаров и уплате налогов и декларации по косвенным налогам (налогу на
добавленную стоимость и акцизам) при ввозе товаров
на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь правомерны
и не противоречат нормам действующего законодательства о налогах и сборах.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
20.09.2005