Проблемная ситуация: Российская фирма (АОЗТ) для
поддержания сотрудничества с коммерческими организациями Румынии и решения на
месте возникающих проблем командирует в Румынию часть сотрудников, а также
привлекает румынских граждан, заключая с ними трудовые соглашения. Однако
российская фирма не имеет на территории Румынии представительства, арендует
часть помещений у торгпредства и пользуется его счетом. Должен ли удерживаться
фирмой подоходный налог с доходов российских сотрудников, командированных в
Румынию и находящихся там более 183 дней в году, и с доходов румынских граждан,
привлеченных по трудовым соглашениям и выполняющим работу на территории
Румынии?
Просим также
разъяснить п.2 ст.15 Конвенции между Правительством Российской Федерации и
Правительством Румынии об избежании двойного
налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество, согласно которой
вознаграждение, получаемое лицом с постоянным местопребыванием в одном
Договаривающемся Государстве в отношении работы по найму, осуществляемой в
другом Договаривающемся Государстве, облагается налогом только в первом
Государстве, если:
a) получатель находится в другом
Государстве в течение периода, не превышающего 183 дня в году;
b) вознаграждение выплачивается
нанимателем, который не является лицом с постоянным местопребыванием в другом
Государстве;
c) расходы по выплате вознаграждений не
несет постоянное представительство или постоянная база, которую наниматель
имеет в другом Государстве.
Применяется ли это положение при условии
соблюдения всех трех вышеперечисленных условий или достаточно соблюдения одного
условия?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 августа 1996 г. N 04-06-02/рум
Департамент налоговых реформ рассмотрел
письмо АОЗТ и сообщает следующее.
Согласно ст.5
Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Румынии об
избежании двойного налогообложения в отношении
налогов на доходы и имущество от 27.09.1993 "постоянное
представительство" означает постоянное место деятельности, через которое
предприятие одного Договаривающегося Государства полностью или частично
осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся
Государстве." Данное определение дает основание предположить, что
российское АОЗТ осуществляет деятельность в Румынии через постоянное представительство. Однако исходя из изложенных в
письме АОЗТ фактов, а именно, что отделение российского предприятия создано
для "поддержания сотрудничества с коммерческими организациями Румынии и
решения на месте возникающих проблем", с уверенностью сказать, что речь
идет о постоянном представительстве российского предприятия в Румынии, не
представляется возможным. Вопрос о статусе отделения и его регистрации в
Румынии, по нашему мнению, следует урегулировать с соответствующим налоговым
органом Румынии.
Что касается подоходного налога с
румынских граждан, работающих по трудовому соглашению в отделении АОЗТ в
Румынии, то согласно п.1 ст.15 вышеуказанной Конвенции заработная плата и
другие подобные вознаграждения, получаемые лицом с постоянным местожительством
в одном Договаривающемся Государстве в отношении работы по найму, облагаются
налогом только в этом Государстве. Таким образом, румынские работники отделения
будут уплачивать подоходный налог в Румынии в соответствии с румынским
налоговым законодательством.
В отношении уплаты подоходного налога
российскими гражданами, работающими в отделении АОЗТ, также применяется п.1
ст.15 вышеназванной Конвенции. Если российские граждане рассматриваются как
налоговые резиденты Румынии, то подоходный налог уплачивается ими в Румынии по
румынскому законодательству.
Что касается п.2 ст.15, то в письме АОЗТ
при перечислении подпунктов "a)", "b)" и "c)"
пропущен союз "и", который говорит о том, что положения данного
пункта применяются при соблюдении всех трех условий.
Заместитель руководителя
Департамента налоговых реформ
К.В.КОТОВ
20.08.1996