Проблемная ситуация: Жилищный потребительский
кооператив просит разъяснить следующее. Основная цель жилищного
потребительского кооператива - приобретение и строительство для граждан -
членов ЖК жилых помещений для улучшения их жилищных условий.
Жилые помещения кооператив приобретает,
как правило, у граждан. В некоторых случаях жилые помещения кооператив
приобретает в общую долевую собственность с одним или двумя физическими лицами.
Пунктом 2 ст. 333.18 НК РФ определено,
что в случае, если за совершением юридически значимого действия обратились
несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, госпошлина уплачивается
плательщиками в равных долях. Юридически значимое действие в данном случае -
это государственная регистрация права собственности и договоров отчуждения (купли-продажи)
жилого помещения.
Размеры госпошлины определены для этого
случая в пп. 20 п. 1 ст. 333.33 НК РФ, а именно:
для физических лиц - 500 руб.;
для юридических лиц - 7500 руб.
Например, если ЖК приобретает жилое
помещение у трех собственников в общую долевую собственность с физическим
лицом, то размер госпошлины рассчитывается так:
за государственную регистрацию договора
купли-продажи жилого помещения:
- количество плательщиков - участников госрегистрации - 5, из которых 3 - продавцы, 1 - покупатель
- юридическое лицо и 1 - покупатель - физическое лицо;
- каждый из трех продавцов уплачивает по
100 руб. (1/5 доли от ставки 500 руб.);
- покупатель - физическое лицо уплачивает
100 руб. (1/5 доли от ставки 500 руб.);
- покупатель - юридическое лицо уплачивает
1500 руб. (1/5 доли от ставки 7500 руб.).
Суммарно 1900 руб. (100 х 3 + 100 +
1500);
за государственную регистрацию права
собственности:
- количество плательщиков - участников госрегистрации - 2, из которых 1 - юридическое лицо и 1 -
физическое лицо. Продавцы не являются участниками этой регистрации;
- покупатель - физическое лицо уплачивает
250 руб. (1/2 доли от ставки 500 руб.);
- покупатель - юридическое лицо
уплачивает 3750 руб. (1/2 доли от ставки 7500 руб.).
Суммарно 4000 руб. (250 + 3750).
Просим уточнить порядок определения
размера госпошлины за государственную регистрацию договора купли-продажи жилого
помещения и права собственности на него в зависимости от количества
сособственников и их статуса.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22 сентября 2005 г. N 03-06-03-05/53
В связи с обращением по вопросу уплаты
государственной пошлины за государственную регистрацию договоров купли-продажи
жилых помещений и за регистрацию прав на приобретенное жилое помещение
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.
Порядок государственной регистрации прав
на недвижимое имущество установлен положениями Федерального закона от
21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое
имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального
закона под государственной регистрацией прав на недвижимое имущество понимается
юридический акт признания и подтверждения государством возникновения
(обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество.
Таким образом, Федеральным законом N
122-ФЗ устанавливаются три вида государственной регистрации:
- регистрация прав;
- регистрация ограничений (обременении) прав;
- регистрация договоров (сделок).
Под государственной регистрацией
понимается регистрация не объектов недвижимости, а правоотношений, касающихся
объектов недвижимости.
Статьей 11 Федерального закона N 122-ФЗ
определено, что за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество в
соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах
взимается государственная пошлина.
В соответствии с пп.
20 п. 1 ст. 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее
- Кодекс) предусмотрена уплата государственной пошлины за государственную
регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество,
договоров об отчуждении недвижимого имущества (купли-продажи) физическим лицам
в размере 500 руб., юридическим лицам в размере 7500 руб.
1. Таким образом, за государственную
регистрацию договоров купли-продажи недвижимого имущества размер
государственной пошлины должен определяться исходя из того, кому (юридическому
или физическому лицу) переходит в собственность отчуждаемое имущество.
Если недвижимое имущество на основании
договора купли-продажи переходит от юридического лица в собственность
физического лица, то в этом случае согласно пп. 20 п.
1 ст. 333.33 Кодекса размер государственной пошлины будет равен 500 руб., в
случае перехода от физического лица в собственность юридического лица - 7500
руб.
В случае если недвижимое имущество на
основании договора купли-продажи переходит в долевую собственность физического
лица и юридического лица, то размер государственной пошлины в этом случае будет
определяться исходя из размера, определенного пп. 20
п. 1 ст. 333.33 Кодекса для юридического лица, 7500 руб.
Что касается норм,
предусмотренных в п. 2 ст. 333.18 Кодекса, на которые ссылается ЖК, то они на
государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое
имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества не распространяются,
поскольку каждый собственник регистрирует свое право на принадлежащую ему долю
в недвижимом имуществе или договор, и льгот по государственной регистрации
договоров об отчуждении недвижимого имущества гл. 25.3 "Государственная пошлина" Кодекса не предусмотрено.
2. Согласно п. 1 ст. 12 Федерального
закона N 122-ФЗ права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат
государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.
В соответствии с п.
40 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество
и сделок с ним, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации
от 18.02.1998 N 219, регистрация права общей долевой собственности
осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр прав
отдельных записей о праве каждого из участников общей долевой собственности на
отдельном листе подраздела II-1 Единого государственного реестра прав.
Таким образом, государственной
регистрации подлежит право в общей долевой собственности каждого из участников
общей долевой собственности независимо от того, представлено ли одно заявление,
подписанное всеми участниками долевой собственности, или заявления от каждого
участника долевой собственности.
В соответствии с данным Федеральным
законом N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество
сопровождается обязательной выдачей правообладателю (физическому или
юридическому лицу) соответствующего свидетельства о государственной регистрации
права на недвижимое имущество, в том числе на его долевую собственность.
Таким образом, за
государственную регистрацию права общей долевой собственности, если
сособственниками данного недвижимого имущества являются юридические и
физические лица, которая сопровождается обязательной выдачей каждому правообладателю
(физическому или юридическому лицу) соответствующего свидетельства о
государственной регистрации права на долевую собственность, государственная
пошлина должна уплачиваться каждым сособственником доли недвижимого имущества в
размерах, определенных пп. 20 п. 1 ст. 333.33
Кодекса, то есть за государственную
регистрацию права на долевую собственность физическим лицам в размере 500 руб.,
юридическим лицам - 7500 руб.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
22.09.2005