Проблемная ситуация: Фирма продала другой фирме
земельный участок, который находится в Московской области. Новые собственники
свидетельство о праве собственности еще не оформили. Кто должен платить налог
на землю в период с момента продажи до даты регистрации сделки (получения
свидетельства)?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 сентября 2005 г. N 03-06-02-04/75
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.
В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса
Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является
платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и
арендная плата.
С 1 января 2005 г.
вступила в силу гл. 31 "Земельный налог" Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс), согласно которой земельный налог
устанавливается в качестве местного налога, вводится в действие и прекращает
действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами
представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на
территории этих муниципальных образований.
Статьей 3
Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть
вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие
законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу
отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской
Федерации" установлено, что при принятии представительными органами
муниципальных образований нормативных правовых актов (законов) о введении с 1
января 2005 г. земельного налога в
соответствии с гл. 31 Кодекса Закон от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за
землю" (далее - Закон), за исключением ст. 25, не применяется.
Как следует из письма, земельный участок
расположен в Московской области, на территории которой нормативные правовые
акты о введении с 1 января 2005 г. земельного налога в соответствии с гл. 31
Кодекса представительными органами муниципальных образований не приняты, в связи с чем взимание земельного налога в 2005 г.
осуществляется на основании Закона.
Согласно ст. 1 Закона налогоплательщиками
земельного налога признаются собственники земли, землевладельцы и
землепользователи, кроме арендаторов. При этом за земли, переданные в аренду,
взимается арендная плата.
В соответствии с п.
1 ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации и п. 1 ст. 131 Гражданского
кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на
недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение
подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами,
осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с
ней.
Таким образом, обязанность по уплате
земельного налога у покупателя земельного участка возникает с момента
государственной регистрации права собственности на земельный участок. При этом
продавец земельного участка остается налогоплательщиком земельного налога до
момента государственной регистрации прекращения права собственности на
земельный участок. Согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N
122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и
сделок с ним" датой государственной регистрации прав является день
внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав.
На основании ст. 17 Закона земельный
налог с юридических лиц исчисляется начиная с месяца,
следующего за месяцем предоставления им земельного участка. При
этом в случае перехода права собственности на земельный участок в течение года
от одного налогоплательщика к другому земельный налог исчисляется и
предъявляется к уплате прежнему собственнику земли с января этого года до
месяца, в котором он утратил право на земельный участок (включая этот месяц), а
новому - начиная с месяца, следующего за месяцем возникновения права на
земельный участок (п. 9 Инструкции МНС России от
21.02.2000 N 56 по применению Закона Российской Федерации "О плате за
землю").
Одновременно сообщаем, что в соответствии
с п. 3 ст. 551 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда одна из
сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности
на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о
государственной регистрации перехода права собственности. При этом сторона,
необоснованно уклоняющаяся от государственной регистрации перехода права
собственности, должна возместить другой стороне убытки, вызванные задержкой
регистрации.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
23.09.2005