Проблемная ситуация: Межрегиональный профсоюз
водителей-предпринимателей, созданный для защиты интересов предпринимателей,
осуществляющих деятельность, связанную с пассажирскими перевозками, просит
разъяснить, вправе ли в настоящее время водители маршрутных такси продавать
проездные билеты и талоны без применения контрольно-кассовой техники.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 сентября 2005 г. N 03-01-20/5-192
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики, рассмотрев письмо межрегионального профсоюза
водителей-предпринимателей по вопросу применения контрольно-кассовой техники,
сообщает следующее.
В соответствии с п.
1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении
контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и
(или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный
закон) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр,
применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми
организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими
наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях
продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Указанное правило
применяется во всех случаях, за исключением тех, которые оговорены в ст. 2
Федерального закона, где перечислены виды деятельности, при осуществлении
которых организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей
деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные
денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения
контрольно-кассовой техники.
В частности, согласно абз.
5 п. 3 ст. 2 Федерального закона организации и индивидуальные предприниматели
могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием
платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении
продажи проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном
транспорте.
Под городским общественным транспортом
следует понимать транспорт общего пользования, так как его услугами может
воспользоваться любой гражданин или юридическое лицо (Письмо Минтранса России
от 05.11.2003 N УАПТ-1/1-784-ис).
В соответствии с п. 1 ст. 789
Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка, осуществляемая
коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего
пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация
обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого
гражданина или юридического лица. Перечень организаций, обязанных осуществлять
перевозки, признаваемые перевозками общего пользования, публикуется в
установленном порядке.
Таким образом, в случае если перевозка
пассажиров в маршрутных такси будет признана в соответствии с нормативными
актами субъекта Российской Федерации как перевозка городским транспортом общего
пользования, то продажа проездных билетов и талонов при проезде в них может
осуществляться без обязательного применения контрольно-кассовой техники.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
23.09.2005