Проблемная ситуация: Просим дать разъяснения по
вопросам, связанным с применением отдельных положений гл. 25.3
"Государственная пошлина" Налогового кодекса РФ.
ЗАО необходимо произвести государственную
регистрацию дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка,
заключенному на срок более одного года (договор аренды зарегистрирован в
установленном законом порядке). В дополнительном соглашении уточняется только
разрешенное использование земельного участка. При регистрации дополнительного
соглашения возникает вопрос, в каком размере в соответствии с Налоговым
кодексом РФ должна быть уплачена государственная пошлина.
Согласно пп. 20 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса за
государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое
имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества государственная
пошлина подлежит уплате организациями в размере 7500,00 руб. Подпункт 21
указанной статьи предусматривает уплату государственной пошлины за внесение
изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое
имущество и сделок с ним в размере для
организаций 300,00 руб.
Учитывая, что при
регистрации дополнительного соглашения к договору аренды не происходит ни
регистрации права аренды (поскольку оно зарегистрировано ранее), ни регистрации
ограничения (обременения) права и тем более дополнительное соглашение к
договору аренды не является договором об отчуждении недвижимого имущества,
считаем, что размер государственной пошлины, установленный пп.
20 п. 1 ст. 333.33 НК РФ, в данном случае неприменим.
Далее, в
соответствии с п. 19 Инструкции о порядке государственной регистрации договоров
аренды недвижимого имущества при изменении договора аренды на основании
соглашения сторон договора заполняются лист подраздела III-4 Единого
государственного реестра прав, а также лист записи об изменениях (п. 67 Правил
ведения ЕГРП, Приложение N 9 к Правилам ведения ЕГРП), располагаемый за листом
записи подраздела III-1 Единого государственного реестра прав, к которому эти изменения относятся.
В случае если условия соглашения об
изменении договора аренды не приводят к изменению записи соответствующего листа
подраздела III-1 Единого государственного реестра прав, то лист записи об
изменениях к подразделу III-1 Единого государственного реестра прав не
заполняется.
Так как сведения о разрешенном
использовании земельного участка не содержатся ни в одном из разделов Единого
государственного реестра прав, следовательно, при изменении этого условия
договора изменения записей не происходит. Таким образом, и государственная
пошлина, установленная пп. 21, также не подлежит
уплате.
В связи с вышеизложенным просим
разъяснить, необходимо ли уплачивать государственную пошлину при обращении за
регистрацией дополнительного соглашения к договору аренды земли и если да, то в каком размере.
Также просим разъяснить, в каком размере
подлежит уплате государственная пошлина при регистрации соглашения о
расторжении договора аренды земли.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 октября 2005 г. N 03-06-03-04/98
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение о порядке взимания
государственной пошлины за государственную регистрацию договоров (соглашений)
или дополнительных соглашений к ранее зарегистрированным договорам и сообщает.
Согласно п. 1 ст. 420 Гражданского
кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или
нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и
обязанностей.
Из этого следует, что соглашение лиц,
направленное на изменение гражданских прав и обязанностей по исполнению ранее
заключенного договора, является сделкой между ними по изменению данного
договора.
В соответствии с п. 1 ст. 452
Гражданского кодекса Российской Федерации соглашение об изменении или о
расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона,
иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.
Следовательно, если договор,
предусматривающий совершение сделки с недвижимым имуществом, подлежит
обязательной государственной регистрации, то и соглашение о его изменении, и
расторжение договора должны быть зарегистрированы.
В соответствии с п.
1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная
регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (или государственная
регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством
возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на
недвижимое имущество.
Согласно ст. 1 Закона ограничение
(обременение) прав собственности либо иных вещных прав на конкретный объект
недвижимого имущества у правообладателя предусматривает понятие
"аренда".
Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона
от 21.07.1997 N 122-ФЗ за государственную регистрацию прав на недвижимое
имущество и сделок с ним (или государственную регистрацию прав) взимается
государственная пошлина в соответствии с налоговым законодательством.
Подпунктом 20 п. 1 ст. 333.33 Кодекса
предусмотрено взимание государственной пошлины за государственную регистрацию
ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество с юридических лиц в
размере 7500 руб., с физических - 500 руб.
Таким образом, за государственную
регистрацию дополнительного соглашения к договору аренды земли, а также за
государственную регистрацию расторжения данного договора должна взиматься
государственная пошлина в соответствующем размере, установленном пп. 20 п. 1 ст. 333.33 Кодекса.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
07.10.2005