Проблемная ситуация: Компания заключила с банком, в
котором у нее открыт расчетный счет, соглашение о кредитовании счета в рублях
по внутренним платежам (овердрафт). По условиям соглашения банк предоставил
овердрафт для покупки валюты при недостатке средств на счете компании. Валюта,
купленная за счет овердрафта, использовалась компанией для расчетов по
погашению сумм основного долга и сумм процентов по кредитам в иностранной
валюте, привлеченным ранее в этом же банке.
Может ли компания в данном случае учесть
при налогообложении прибыли суммы процентов по овердрафту?
На какую дату
компания должна отразить в бухгалтерском и налоговом учете суммы процентов по
овердрафту, если овердрафт был предоставлен в начале месяца, а проценты по нему
по условиям договора начисляются в последний банковский день календарного
месяца и банк письменно информирует компанию о начисленный процентах в течение
3 банковских дней следующего месяца (т.е. компания получает письменное
извещение о суммах начисленных процентов
за месяц, датированное следующим месяцем)?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 октября 2005 г. N 03-03-04/1/273
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке учета для
целей налогообложения расходов в виде процентов и сообщает следующее.
1. Порядок отнесения процентов по
долговым обязательствам к расходам определен ст. 269 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс).
В соответствии с п. 1 ст. 269 Кодекса под
долговыми обязательствами понимаются кредиты, товарные и коммерческие кредиты,
займы, банковские вклады, банковские счета или иные заимствования независимо от
формы их оформления.
Таким образом, кредит, полученный в
соответствии с соглашением о кредитовании банком счета в рублях по внутренним платежам
(овердрафт), для целей налогообложения признается долговым обязательством.
При этом расходом
признаются проценты, начисленные по долговому обязательству любого вида, при
условии, что размер начисленных налогоплательщиком по долговому обязательству процентов
существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым
обязательствам, выданным в том же квартале (месяце - для налогоплательщиков,
перешедших на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически
полученной прибыли) на сопоставимых условиях. Под долговыми обязательствами, выданными на сопоставимых условиях,
понимаются долговые обязательства, выданные в той же валюте на
те же сроки в сопоставимых объемах, под аналогичные обеспечения.
Также сообщаем, что при отсутствии
долговых обязательств, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а
также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых
расходом, при оформлении долгового обязательства в рублях принимается равной
ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в
1,1 раза.
2. В соответствии с п.
1 ст. 272 Кодекса при применении метода начисления расходы, принимаемые для
целей налогообложения с учетом положений гл. 25 Кодекса, признаются таковыми в
том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от
времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и
определяются с учетом положений ст. ст. 318 - 320 Кодекса.
Расходы признаются в том отчетном
(налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок.
Учитывая изложенное,
расходы в виде процентов по договору кредита учитываются в составе расходов на
дату начисления процентов, определенную соответствующим договором, или на конец
отчетного периода, если срок действия договора кредита приходится более чем на
один отчетный период (п. 8 ст. 272 Кодекса).
3. По сообщению Департамента
регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности и
бухучета, в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской
Федерации от 30.06.2004 N 329 в компетенцию Министерства финансов Российской
Федерации не входит консультирование коммерческих организаций по вопросам
бухгалтерского учета.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
11.10.2005