Проблемная ситуация: Статья 88 НК РФ устанавливает
правила проведения налоговыми органами камеральных проверок. Частью 4 ст. 88 и
ст. 93 НК РФ налоговым органам предоставлено право истребовать
у налогоплательщика дополнительные документы, сведения и т.д., но не сказано, в
каких пределах.
В связи с этим у налогоплательщиков
возникают вопросы:
1) вправе ли налоговые органы при
камеральной проверке затребовать у проверяемого налогоплательщика журналы учета
полученных и выставленных счетов-фактур, счета-фактуры, книги покупок и книги
продаж, платежные поручения, кассовые чеки и иные первичные документы;
2) обязан ли налоговый орган в своем
требовании о представлении документов указывать конкретные реквизиты
запрашиваемого документа (название, номер, дату)?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 октября 2005 г. N 03-04-11/269
В связи с письмом о
представлении в налоговые органы документов при проведении камеральных проверок Департамент налоговой и таможенно-тарифной
политики сообщает следующее.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - Кодекс) налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика или
налогового агента документы по формам, установленным государственными органами
и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и
уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы,
подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и
перечисления) налогов.
Согласно ст. 88 Кодекса при проведении камеральной
проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные
сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность
исчисления и своевременность уплаты налогов.
Кроме того, на основании ст. 93 Кодекса
должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе
истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сборов, налогового
агента необходимые документы.
Учитывая изложенное,
требования налоговых органов о представлении при проведении камеральной
проверки перечисленных в письме документов (счетов-фактур, журналов учета
полученных и выставленных счетов-фактур, книг продаж и покупок и др.)
действующему законодательству о налогах и сборах не противоречат.
Указанной ст. 93 Кодекса предусмотрено, что лицо, которому адресовано
требование о представлении документов, обязано направить или выдать их
налоговому органу в пятидневный срок. При этом Кодексом не установлена
обязанность налогового органа указывать в требовании о
представлении документов конкретные их реквизиты. Данная позиция подтверждается
судебной практикой. Так, в Постановлении Федерального
Арбитражного Суда Западно-Сибирского округа от 10.03.2005 N
Ф04-1196/2005(9282-А27-3) в отношении ссылки налогоплательщика на то, что
требование о представлении документов исполнено частично по причине отсутствия
реквизитов запрашиваемых документов, указано, что у налоговых органов не
имелось возможности указать их, поскольку налоговый орган не обладал и не мог
обладать данной информацией.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
19.10.2005